У живущих в Эстонии уже не вызывает удивления тот факт, что политика предоставления гражданства и видов на жительство в Эстонии, мягко говоря, не слишком дружелюбна по отношению к неэстонскому населению. Это недружелюбие проявляется, в том числе и в предоставлении определённых льгот для лиц «правильной» национальности. Об этом и пойдёт речь в настоящей статье.
Дискриминация, закреплённая в Конституции
Ч. 4 ст. 36 Конституции Эстонии гласит, что каждый эстонец имеет право поселиться в Эстонии. Здесь уже не идёт речь о гражданах Эстонии «по рождению» — потомках граждан Первой Республики. Просто любой эстонец может приехать и жить в Эстонии. Соответственно у любого неэстонца такого права нет.
Также стоит обратить внимание на Закон о гражданстве, действующий до 1 января 1995 года. 26 февраля 1992 года Верховный Совет Эстонской Республики принял решение о применении Закона о гражданстве 1938 года. Помимо того, что он давал гражданство «по рождению» всем бывшим гражданам Первой Республики и их потомкам, ч. 1 ст. 7 этого Закона ещё предусматривала предоставление гражданства Эстонии по натурализации без сдачи экзамена по языку и ценза осёдлости лицам эстонской национальности. Это положение действовало три года.
1 апреля 1995 года вступил в силу новый Закон о гражданстве, который действует и поныне. В нём уже льгот по предоставлению гражданства для этнических эстонцев нет. Выдача гражданства по этническому признаку прекратилась по видимому потому, что законодатель счёл, что российские эстонцы не вполне соответствуют расовым критериям правильного эстонца. Однако на этом основании гражданство успело получить 25 тысяч человек.
Вид на жительство по национальности
С принятием нового Закона о гражданстве, однако, осталась в неизменном виде статья Конституции о праве эстонца поселиться в Эстонии. «Недоэстонцы» лишились права на автоматическое получение гражданства, но вместо этого получили право на срочный вид на жительство. В обществе, где каждый третий вообще неэстонец, увеличить количество хотя бы лиц с эстонскими корнями уже благо. Ведь качество человеческого материала наши законодатели определяют по этничности.
Здесь начинаются курьёзы правоприменительной практики. Ст. 18 Закона об иностранцах предусмотрено несколько оснований для получения вида на жительство:
1) для переезда на жительство к супругу(е);
2) для переезда на жительство к близкому родственнику;
3) для учебы;
4) для работы;
5) для предпринимательства;
6) на основании международного договора;
7) в случае весомого общественного интереса.
Как можно заметить, в этом перечне в качестве основания нет ни национальности, ни Конституции. Но практика здесь такова, что эстонцы получают вид на жительство «на основании международного договора», хотя какого-либо международного договора, дающего право эстонцам поселяться в Эстонии, не существует. Напротив того, есть международные договора, запрещающие преференции по национальному признаку.
Кто такой эстонец?
Может возникнуть вопрос: а что вообще такое эстонец? Какая чистота крови предполагалась национально озабоченным законодателем? Ответ на этот вопрос мы можем найти в Постановлении Правительства Республики № 88 «Порядок ходатайства, предоставления, продления и признания недействительным срочного вида на жительства, ходатайства, предоставления, восстановления и признания недействительным вида на жительства долгосрочного жителя, и установление форм срочного вида на жительства и вида на жительства долгосрочного жителя».
Ч. 2 ст. 24 этого Постановления предусматривает, что эстонская национальность доказывается документами об эстонской национальности как минимум дедушки или бабушки. Надо полагать, что с точки зрения экспертов по расовой теории из Правительства Республики эстонский прадедушка не гарантирует чистоту эстонской нации, и подобные кандидаты на эстонскость выбраковываются миграционной службой.
«Кровь» и «почва»
Ни для кого не секрет, что в цивилизованных странах гражданство даётся не только «по крови» (по родителям), но и «по почве» (по месту рождения). Но эта нелепая уравниловка сводит на нет исключительность эстонской нации. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации уже не однократно рекомендовал Эстонии ратифицировать Конвенцию о ликвидации безгражданства 1961 года. Не были исключением и последние рекомендации.
Однако «наш Васька слушает да ест». Обоснование Эстонии не ратифицировать Конвенцию достойно того, чтобы его процитировать, как образец этнократического подхода к исполнению международных обязательств:
Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года частично противоречит Закону о гражданстве Эстонии, и в случае присоединения к конвенции потребовалось бы внести изменения в этот закон. В статье 1 указанной конвенции предусматривается, что участвующее в ней государство должно предоставлять свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства (т.е. применяется принцип jus soli – принцип "права почвы"). В соответствии с Законом о гражданстве Эстонии гражданство предоставляется по принципу jus sanguinis − по принципу "права крови", т.е. лицо, у которого в момент рождения по крайней мере один из родителей имеет эстонское гражданство, приобретает эстонское гражданство. В настоящее время Эстония не планирует изменять этот принцип, закрепленный в Законе о гражданстве.
Перевожу с этнократического на русский.
Комитет ООН: Измените, пожалуйста, Закон о гражданстве, так как он не соответствует международным принципам.
Эстония: Мы не можем акцептировать международные принципы, так как они противоречат нашему закону, который мы не собираемся менять.
Российские соотечественники
Как известно, всё познаётся в сравнении. Сравним эстонскую политику в отношении «репатриантов» с российской.
Ч. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «О государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» даёт три признака определяющих соотечественника за рубежом. Ими могут быть:
— граждане России;
— иностранные граждане и лица без гражданства, относящиеся к народам, основные территории расселения которых находятся на территории Российской Федерации;
— иностранные граждане и лица без гражданства, которые являются потомками по прямой нисходящей (дети, внуки, правнуки и т. д.) жителей территории Российской Федерации.
То есть предлагаются три критерия идентификации:
— гражданство (российское);
— национальность (коренные народы России);
— территория (потомки жителей территории Российской Федерации).
Российский соотечественник должен соответствовать хотя бы одному из этих критериев.
Как можно заметить, Россия при определении соотечественников, которым, помимо прочего, предоставляются льготы по переселению в Россию, исходит как из принципа jus sanguinis (по крови), так и из принципа jus soli (по почве). Соотечественник может не относится к коренным народам России. Достаточно того, что его предки по прямой восходящей (и не важно в каком колене) жили некогда на территории РФ.
Что делать?
Кто виноват, мы уже поняли. Осталось выяснить – что делать?
Вернёмся к нашим эстонским реалиям. Очевидно, что, как и в случае с гражданством, здесь наряду с принципом jus sanguinis (право крови) должен быть применён принцип jus soli (право почвы), как это делается, в том числе, в России. Наверное, нет ничего плохого в том, что эстонцы могут приехать жить в Эстонию. Но почему только эстонцы? Почему бы это право на возвращение не распространить и на лиц других национальностей и их потомков, которые по каким-то причинам покинули Эстонию?
Из Эстонии ежегодно уезжает по 10 тысяч человек. При этом миграционная квота около тысячи человек в год. Очевидно, что она должна быть как минимум в 10 раз больше.
Может быть, пора вернуть уехавших в 90-е русских и их потомков?
В правозащитном центре «Китеж» продолжает работать «горячая линия», при помощи которой можно получить бесплатную юридическую консультацию по телефону, в т. ч. и по вопросам видов на жительство и гражданства. Номер «горячей линии»: 56078040.