В Эстонии разразился очередной скандал, связанный с искажением истории. В знаменитом своим университетом эстонском городе Тарту открылась выставка «Моя Польша. Вспоминая и забывая». Она предлагает произведения современного искусства, в которых с… юмором переживают Вторую мировую войну, в частности, Холокост. Этой иронии не поняли в Берлине и запретили её у себя дома.
По некоторым оценкам, интерес к «шедеврам» экспозиции должны проявить, прежде всего, психиатры или полицейские. Судите сами. На фото Збигнева Либера за оградой из бельевых верёвок (не колючей проволоки) стоит группа улыбающихся узников концлагеря. Ещё. На одном видео – группа голых мужчин и женщин в «предбаннике» газовой камеры играют в салочки. На втором – 92-летний бывший узник лагеря согласен обновить татуировку с номером «80064». Автор роликов – Артур Жмиевский.
Но вот как объясняют посетителям цель и смысл выставки её организаторы на интернет-страничке музея:
«Выставленные работы объединяются словами «помнить» и «травма». На выставке собраны десять произведений, которые воспринимаются, как выбор предложенных художественным языком решений о том, как говорить о болезненном прошлом и как справиться с травматическим прошлым. Память о погибших при трагических событиях, взгляд на историю сквозь призму юмора, компенсация несправедливости, торговля историей, возобновление пережитого, – это всё примеры стратегий, использованных художниками для того, чтобы справиться с болью недавнего прошлого и неприятными темами. У художников, чьи работы представлены на выставке, есть язык и голос, чтобы говорить о болезненных исторических событиях. Давайте воспользуемся возможностью вслушаться и обдумать! Внимание! Выставка может задеть ваши чувства».
Однако, сколь невменяем этот текстовой микс!
Одна из «работ» на выставке. Польский фотограф Збигнев Либера назвал её «Резиденты».
Протест тут же выразили еврейские общины города Тарту и Эстонии, обратившиеся к властям. Готовит специальное заявление и Эфраим Зурофф — глава иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя, занимающегося розыском нацистских преступников. Все они призвали закрыть выставку. Выступил с заявлением и Эстонский антифашистский комитет, который призвал привлечь министра культуры Эстонии Урве Тийдус к ответу (её комментарий читайте в самом конце статьи).
Но не все местные СМИ рассказали о случившемся или же осветили событие бегло. В итоге вся Эстония, национальная интеллигенция, а также русские и русскоязычные организации (те же соотечественники), как воды в рот набрала. То ли это портит общий фон антироссийской пропаганды в связи с событиями на Украине, то ли потому, что с годами в Эстонии уже привыкли к такому гадкому «перформансу».
Действительно, та же информационная программа «Актуальная камера» эстонского ТВ сообщила, что выставка была «эмоционально воспринята в еврейской общине Эстонии». Позвольте, первый вопрос: только в еврейской? Разве Холокост – не преступление против всего человечества? Скандал касается всех жителей Земли!
Такое этническое отношение отчасти объясняет сентенция журналиста эстонской общественно-правовой радиотелевизионной корпорации ERR Таави Эйлата, который в связи с освобождением 70 лет назад немецких концлагерей в Польше, брезгливо назвал их «неприятным и неуютным явлением». И не потому ли ошарашенная международной реакцией директор художественного музея и куратор выставки Раэль Артель неуклюже, но повинилась газете "Postimees", что отныне «видеопроизведения будут показывать только при желании посетителей и с пояснениями». То есть закрывать выставку никто не собирается, отчего едко сыронизировал русскоязычный портал "Baltija.eu", «в дальнейшем глумление над памятью жертв Холокоста будет сопровождаться комментариями куратора действа».
Хотя директором музея были принесены, пусть и формальные, но извинения «всем, кого это оскорбило», организаторы выставки остаются при своём: «Совершенно очевидно, что у нас не было цели кого-то обидеть, мы хотели лишь вспомнить и увековечить болезненные исторические события». Тут только два варианта: или человек лицемерит, или безнадёжно наивен. Если второе, то становится особенно страшно. Но, так или иначе, налицо утрата культурной элитой страны традиционных нравственных устоев. Это подтверждается цитатой из интервью директора музея порталу "ERR.ee":
«Как учреждение памяти Тартуский художественный музей призван сохранять память, и для этого были приглашены художники, которые на своём языке и своим голосом рассказали о причиняющем боль историческом прошлом».
В дополнение её высказывание «Актуальной камере» ЭТВ:
«Мы всё же должны отдавать себе отчёт, что мы – художественный музей, и мы демонстрируем искусство, а это – творческое самовыражение. У нас нет цензуры».
Кстати, очень даже жаль, что нет.
Приводят в уныние и комментарии в Сети. В два раза больше таких, авторы которых разделяют позицию организаторов выставки и министерства культуры ЭР. Ниже приводятся некоторые из мнений, высказанных на портале "ERR.ee" по поводу статьи «Зурофф: Болезненное насмехательство над жертвами Холокоста». В текстах сохранены правописание и стиль.
Kiku: И конечно же, Зурофф должен был показать пальцем в сторону эстонского народа, да сам-то он не лучше этой выставки.
Juhani: Эстония могла бы нанять Зуроффа для промывания мозгов местных tibla (унизительное прозвище русских Эстонии. – «НьюсБалт»). Он умеет работать и ищет её. По слухам многие здешние русские относятся к эстонцам ещё хуже и в отличие от комментаторов, разделяющих призыв «Евреев – в печь!», они готовы при первой возможности реально взять в руки оружие, чтобы пристрелить парочку чухны, утверждая таким макаром великую москву. Можно даже утверждать, что все колорады на самом деле – расисты.
René Stevenson: Эстонцы ничем не обязаны евреям.
Ma: Где эти зольные горы, которые должны были остаться после сожжения миллионов евреев и разве евреи не те, кто спровоцировали Вторую мировую войну, заморозив капиталы банков в германии.
Andres: Я на самом деле не понимаю, откуда Центр Визенталя знает, о чем думают посетители выставки? Это – полная паранойя. Эта выставка гнетёт, особенно, если не лениться ознакомиться с пояснительными текстами.
Rinelis: Ничего не могу сказать про выставку – еще не посетил ее, но Зуроф по-моему давно не совсем здоров, нуждается в психиатрическом лечении.
Hmh: Интересно, что он не касается темы охраны немецких концлагерей русскими соединениями РОА. И потом, как там обстояли дела с испытанием на полигонах СССР немецких отравляющих газов? Не эти ли газы использовали против жертв Холокоста. Или какие еще?
Zuroff = fundamentalist: Безусловно, никто за рубежом не может указывать музеям Эстонии, что они должны демонстрировать. Также никто не может указывать нам, что отрицание Холокоста – преступление.
Aga: Почему зурофф не говорит о евреях-коллаборационистах? Что те делали и зачем?
Ehh: И вот уже vesti.ru, то есть российский государственный портал, выдает новость о такой-сякой нацистской Эстонии. Естественно, со злобой и враждебностью для 100 миллионов.
Putroff и Zutin: Нет, ты посмотри, здесь юмор им не годится. А в Париже – сгодился.
P.S. Эфраим Зурофф обратил внимание на ещё одну, важную, грань очередного отвратительного скандала в Эстонии – стране Евросоюза:
«Мы имеем дело с бесстыдной пародией на судьбу миллионов евреев, погибших в лагерях смерти. Такому извращенному юмору нет места ни в одном государстве, не говоря уже о государстве, в котором преступления Холокоста совершали не только немцы или австрийцы, но и местные эстонские коллаборационисты».
К этому надо добавить, что в середине войны в донесении в Берлин местное отделение Службы безопасности SD сообщало о полном истреблении местных евреев – на карте Прибалтики эстонская земля была отмечена, как свободная от евреев: «Judenfrei». Сохранились и другие донесения, в которых отмечалась активная помощь местного населения немецким оккупантам в обеспечении расовой чистоты.
Это же можно сказать и о поляках, которые сами сильно пострадали во время Второй мировой войны от немцев. Википедия гласит: «По данным историков, участие поляков в геноциде было массовым. Поляками было организовано не менее тридцати погромов и массовых репрессий, устроенных в 24-х населённых пунктах. От рук поляков по самым минимальным оценкам погибли десятки тысяч евреев».
На портале "Delfi.ee" Евгений Зубри в статье «Арт-терапия для народа, или Салочки в Освенциме» подытожил: «Видимо, стыд за деяния своих предков подтолкнул польских мастеров карандаша и кисти затронуть тему концлагерей, и, по циничному утверждению координатора выставки Юлии Полуяненковой, исцелить воспоминания об этой трагедии. Правда, способ лечения «последствий травмы» выбран весьма странный: о Холокосте с юмором и иронией пока ещё никто, по крайней мере, из психически здоровых людей, не говорил».
Могут возразить, что случившееся для Эстонии не показательно, мол, в семье не без урода. Но, учитывая, что таких фактов как раз много, что местная этнократия ставит на утверждение моноэтнизма, напрашивается иной вывод: эстонское общество не только насквозь пропитано (наци)онализмом, оно даже этой выставкой демонстрирует девальвацию независимости, которая была восстановлена всего 24 года назад.
Сказанное лишний раз подтвердила министр культуры Эстонии Урве Тийдус. Она заявила вчера порталу "DELFI.ee":
«Порождённая выставкой реакция и дебаты в обществе вынуждают нас снова и снова спрашивать, где в искусстве границы искусства. Лично для меня это вопрос силы эмпатии».
Иначе говоря, речь – об осознанном сопереживании текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Что ж, витиевато. И вокруг, да около.