У России есть в Еврсоюзе партнёр, называется он Венгрия, а олицетворяет партнёрство глава её правительства Виктор Орбан. Таков главный итог визита Владимира Путина в Будапешт, считает преподаватель кафедры зарубежного регионоводения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, эксперт «НьюсБалт» Вадим Трухачёв.
Главное в данной поездке президента России – сам факт такой поездки. За последний год Владимир Путин крайне редко бывал в Европе, отношения с большинством стран которой скатились на крайне низкий уровень. Обвинения России в «поддержке сепаратистов в Донбассе», введённые против нас санкции, сделали переговоры на высшем уровне делом практически невозможным. По крайней мере, так было до приезда Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Москву, а затем в Минск.
Но в том-то и дело, что когда венгры анонсировали визит Путина в Будапешт, ни о каких итогах многочасовых переговорах в Минске ещё не было известно. Мало того – в январе ещё ничего не знали о том, что такие переговоры вообще пройдут. А визит уже запланировали. Учитывая, что другие европейские лидеры стараются показательно бойкотировать Россию, сам факт приглашения Путина выглядел настоящим вызовом Евросоюзу и США.
Но Орбан – человек, способный на такие вызовы. Он неоднократно доказывал, что собирается проводить свою собственную, независимую линию. С его подачи в стране появилась конституция, где содержалась отсылка к христианским ценностям, где ставилось под сомнение право на аборт, где можно было увидеть намёк на защиту мадьяр, проживающих за пределами Венгрии. Орбан не раз говорил, что ни США, ни ЕС, ни Германия не имеют право вмешиваться в дела страны.
И ведь не скажешь, что премьер-министр Венгрии – записной русофил. Когда-то он называл отношения с Россией «пережитком прошлого», боролся с «Южным потоком» и с коммунистической символикой. Но когда ввиду его независимой политики у него испортились отношения с ЕС, он вынужденно взглянул в сторону России. И понял, что потенциал у российско-венгерских отношений очень велик. Они не то, что «не пережиток прошлого», они – залог будущего Венгрии.
Исходя из этих соображений, Орбан и выступил против санкций, называя их «выстрелом себе в ногу». Для страны, зависимой от российских энергоносителей процентов на 90, «Южный поток» был крайне необходим. И когда Россия приняла решение от него отказаться, для Венгрии это стало очень неприятным известием. Теперь она полностью попала в зависимость от украинского транзита, а что творится на Украине – объяснять излишне.
Кроме того, ЕС не превратился для Венгрии в «рай земной». Вступление в него резко (это произошло в 2004 году одновременно с вхождением туда Польши, Чехии, Словакии, Словении, Литвы, Латвии, Эстонии, Кипра и Мальты. – «НьюсБалт») снизили промышленный и сельскохозяйственный потенциал страны. Автобусов «Икарус» больше нет, перцы с горошком тоже девать почти некуда. Не поставлять же их во Францию или Голландию – там свои есть. Вот и пришлось венгерским крестьянам забрасывать сады и огороды, а венгерским рабочим – уходить с закрываемых предприятий.
«Венгрия нуждается в России. Нам важно, чтобы Россия была открыта для венгерской продукции, и чтобы Венгрия получала энергоресурсы из России», — сказал по итогам визита Орбан. И лучше не скажешь. Перцы и горошек мадьяры могут сбыть (в большом количестве, естественно) только в России. А чтобы их нам поставить – нужно, что ЕС снял санкции, а Россия отменила запрет на ввоз европейской сельскохозяйственной продукции.
Убедить нас вернуть «Южный поток» не удалось – Путин ещё раз дал понять, что тема с ним закрыта. Однако стороны тут же договорились о присоединении Венгрии к «Турецкому потоку» (когда таковой, наконец, начнут возводить). Помимо этого, два государства решили продлить действующее газовое соглашение. Что ж, несмотря на войну на Украине, выхода у Венгрии нет. Никакой замены российскому газу ей в ближайшее время найти не удастся, и Орбан это отлично понимает.
Следует также выделить подписание соглашения о строительстве двух новых энергоблоков АЭС в Пакше. Её расширение – очень большой проект для Росатома, который к тому же позволит снизить зависимость Венгрии от украинского транзита. Так что в выигрыше останутся обе стороны. В общем, можно сказать, что визит в Будапешт прошёл весьма плодотворно. И никакие окрики как собственной оппозиции, так и представителей США и ЕС не заставили Орбана пересмотреть подходы.
Кстати говоря, в политической части визита Орбан показал себя как настоящий дипломат. «Я уверен в том, что как можно быстрее нужно наладить отношения между Евросоюзом и Россией… Хорошей исходной точкой для урегулирования отношений (России и ЕС) является соглашение о перемирии, подписанное в Минске, которое содержит целый ряд других вопросов, которые должны быть разрешены», — подчеркнул он. В общем, Венгрия готова взять на себя роль миротворца.
Историко-политическая часть визита же выдалась весьма показательной и поучительной. Венгрия была союзницей Германии, так что её отношение к 70-летию взятия Красной армией Будапешта весьма неоднозначное. Ранее сам Орбан называл итоги войны «несправедливыми» для Венгрии. В годы его премьерства обсуждался вопрос о сносе памятника советским воинам, стоящего недалеко от здания парламента. Коммунистическую символику в своё время с подачи премьера в Венгрии запретили.
Однако сегодня Путин возлагал венки к могилам красноармейцев на отреставрированном кладбище в центре Будапешта, где также поставили православную часовню. Тем самым венгерские власти показали, что, несмотря на неоднозначное отношение к СССР, они не собираются воевать с прошлым, бороться с мёртвыми. Получается, что разное отношение к истории может и не мешать развитию сотрудничества. Чем не пример для Польши?
Трудно сказать, что ещё осталось за кулисами переговоров. Наверняка обсуждали Украину, наверняка Орбан делился своими соображениями относительно положения 200-тысячного венгерского населения в Закарпатье. Вряд ли Путин и Орбан обошли стороной происходящее в Донбассе, новую волну мобилизации, вопросы управляемости Украины, действия «Правого сектора» и добровольческих батальонов. Договорились ли здесь о чём-то прорывном – покажет время.
Итоги визита можно обозначить одним словом: у России в Евросоюзе есть партнёр в лице Венгрии и лично Виктора Орбана. Учитывая нынешнюю международную обстановку, такая позиция мадьяр весьма дорогого стоит. Весь вопрос в том, в какой степени они сумеют проводить самостоятельную политику. Всё-таки ни из Евросоюза, ни из НАТО они выходить не собираются. Однако, как выясняется, даже членство в ЕС и НАТО и разное видение истории могут совершенно не мешать развитию отношений с Россией.
Это пример и другим странам, которые предпочитают в ущерб себе нас задирать.