Вчера, 15 февраля, посол России в Польше Сергей Андреев с делегацией из Калининградской области почтил память дважды Героя Советского Союза Ивана Черняховского, погибшего 70 лет назад. Корреспондент «НьюсБалт» передаёт с места гибели генерала – городка Пененжно, где на пригорке возвышается потрёпанный временем, но по-прежнему величественный мемориал полководцу.
К памятным торжествам в 70-ю годовщину гибели Ивана Даниловича Черняховского (он был смертельно ранен осколком артснаряда 18 февраля 1945 года) готовились и в России, и в Польше. Например, журналисты «Радио Ольштын» расставили акценты сразу же в первом абзаце анонсирующей новости: «Иван Черняховский обманом захватил командира Виленского округа Армии Крайовой полковника Александра Кржыжановского».
Что поделать, историческая пропаганда она и в Польше пропаганда. Тем более, когда у руля внешнеполитического ведомства республики встал «историк». Сделаю лирическое отступление для интересующихся историей поляков и россиян. «Литовский филиал» Армии Крайовой под командованием Кржыжановского отличался крайне антисоветскими и антиеврейскими настроениями. Есть документы, свидетельствующие, что бойцы АК расстреливали в Литве еврейские партизанские группы, сражавшиеся против гитлеровцев, а также вступали в боестолкновения с советскими партизанами.
В итоге Ставкой было принято решение арестовать командующего Виленского округа Армии Крайовой Кржыжановского, а его отряды – около шести тысяч человек – разоружить. При этом никто из поляков не был расстрелян, как это требуют законы военного времени. Партизанам Кржижановского предложили выбор – вступить в ряды 1-й армии Войска Польского под командованием Зыгмунта Берлинга либо лишение свободы. Поляки, выбравшие второй путь, вернулись в Польшу после 1954 г.
Сам Кржыжановски бежал из мест лишения свободы, был пойман (здесь даже самые рьяные польские русофобы прячут глазки, не понимая «кровавого Сталина» — почему он не расстрелял опального польского генерала или хотя бы не «закрыл» его ещё на лет десять за побег) и в 1947 году отправлен в Польшу. Умер полковник в 1951 году от туберкулёза.
…Когда стало известно об участии в траурной церемонии посла России Андреева, зашевелились и польские соцсетчики. Кибервнуки Кржыжановского даже пообещали привезти в Пененжно автобус с украинскими студентами, которые, дескать, устроили бы «минимайдан». Плюс польские националисты, специализирующиеся на дурацких объёмных знаках протеста (в прошлом году они приволокли к памятнику Черняховскому гигантскую красную свинью в клетке), готовились.
Именно поэтому власти Варминьско-Мазурского воеводства выступили с инициативой обеспечить полицейское сопровождение калининградской делегации – автобусу со школьниками из Мамоново и автомобилям регионального правительства. Вчера пененжнцы, пожалуй, впервые увидели в их маленьком сонном городке (сонном, потому что на здании Рады Мейска – горсовета, по-нашему – до сих пор горит надпись "Wesolych Swiat!" («С Рождеством!») столько машин с мигалками. Главное, что полиция перекрыла тыловой въезд к памятнику генералу, откуда в прошлом году «заходили» националисты.
Польская полиция не допустила провокаций в день памяти генерала Черняховского.
Вчера у памятника я буквально почувствовал душевное единение россиян и поляков. Солидарность, если хотите. И этому содействовал не только невесть откуда взявшийся собачий холод. Поверьте, это была искренность с обеих сторон. Судите сами:
— А я вас узнал! Вы в прошлом году были на памятнике, — обращается к невысокому полицейскому генконсул России в Гданьске Александр Карачевцев.
Страж порядка смущённо улыбается и молчит. Потому что это пани. За неё «вступается» напарник:
— Не может быть! Пани только с этого года работает.
— А я знаю, почему вы её узнали! – восклицает другой полицейский. – Она такая же красивая.
«Сегодня, наверное, тот редкий случай, когда и мы, и поляки желаем одного – чтобы день прошёл без провокаций», — сказала глава Агентства по международным связям Калининградской области Алла Иванова.
Возложить цветы к мемориалу Черняховскому приехали школьники и учителя из приграничного с Польшей города Мамоново.
Без ложки дёгтя, увы, не обошлось. Как только посла Сергея Андреева обступили журналисты из Варшавы, к пригорку подскочил микроавтобус с надписью «Смоленские пазлы» (какую-то мазохистскую игру придумали соседи – сложить из кусочков фотографию разрушенного под Смоленском польского борта № 1).
Но «Смоленские пазлы», как я понял, это был уже вчерашний день. Местные националисты приготовили новую выходку, по цинизму уже запредельную. На крышу микрика была пристроена кованая вывеска, имитирующая надпись над входом в Освенцим — "Arbeit macht frei" («Труд делает свободным»). Только в воспалённом польском мозгу она звучала — «Истина сделает вас свободными» и была адресована явно россиянам.
Микроавтобус с циничной надписью полиция «гоняла» несколько раз. Фото Славомира Нецецкого.
Сделаю вновь лирическое отступление. Я убеждён, что подобной смелости своих граждан научил глава польской дипломатии Схетына, когда позволил себе первым открыть пресловутое «окно Овертона» относительно трагедии Освенцима. Сначала был шок от его слов про «украинцев», распахнувших ворота лагеря смерти, но затем польские художники дружно создали фото- и видеовыставку, где голые мужчины и женщины играют в догонялки в газовой камере Освенцима, а выживший еврей к своим 90-и годам не прочь обновить в тату-салоне номерной знак на руке.
Выставка пошла гулять по Евросоюзу (сейчас она в Эстонии), виляя уже длинным информационным хвостом. Что, мало? А вот вам — «Истина сделает вас свободными». С такими темпами завтра европейцы свыкнутся с тем, что «Холокост – это клей для обоев».
…Полиция мгновенно отогнала микроавтобус от памятника, он ещё покружил вокруг мемориального комплекса, но всякий раз стражи порядка запрещали парковаться.
— Wstyd, wstyd, — проводил взглядом уродливый микроавтобус человек в кожаной куртке и кепке.
Я познакомился. Поляка зовут Ришард Фучик, мужчина всю жизнь проработал в Народной Польше водителем, потом стал фермером. Фучик живёт в городе Щитно, что в 150 км от Пенежно. Сегодня утром с супругой и дочкой Олой он специально приехал почтить память генерала Черняховского.
— Польская нация хорошо относится к русским, но политикам, которые дорвались до власти, интересен Обама, — сказал Фучик. – В 45-м году русские подарили нам безопасность, а в 2015-м году американцы – войну на Украине. Ведь, кто ездил на Майдан? Наши ездили на Майдан! Они поджигали.
Ришард сказал, что в их городке также есть братская могила красноармейцев, которые погибли при освобождении Щитно (у немцев это был город Ortelsburg).
— Каждый год в мае я прихожу с дочкой к этой братской могиле, — продолжил фермер. — Хочу сказать, что русский народ должен гордиться президентом Путиным. Если получится, то прошу передать привет Владимиру!
Поляк Ришард Фучик встал на колени перед памятником полководцу, спасшего Польшу от фашизма.
… Глава российской дипмиссии в Польше Сергей Андреев поблагодарил власти Варминьско-Мазурского воеводства за то, что «достойно и уважительно подготовились к этой церемонии». «Это цивилизованно», — подытожил посол.
Многих поляков, пришедших сегодня к Черняховскому, волновал внешний вид монумента. «Почему обшарпанный такой, — спросил меня польский журналист и историк из Ольштына Славомир Нецецки. – Вы его когда отремонтируете?»
Пришлось коллеге объяснять, что памятник – собственность польского муниципалитета и только ему по закону можно проводить реставрационные работы. Можно, конечно, и «по понятиям», но в прошлом году в польских же СМИ уже поднимался гул, когда волонтёры из приграничного с Польшей российского города Мамоново занялись благоустройством мемориала. Вот такая собака на сене, это польская политика.