После того, как Литва объявила о возвращении системы всеобщего воинского призыва, в соседней Латвии тоже заговорили о массовой мобилизации. Пока что речь идёт лишь о резервистах, уже имеющих опыт военной службы. Остальным же мужчинам, как уверяют чиновники, по поводу возможного прихода повестки беспокоиться не стоит. Окажутся ли эти обещания правдивыми, разбирался публицист «НьюсБалт» Владимир Веретенников.
Резервистам – приготовиться!
Давно ли военкомат был настоящим пугалом для многих молодых латвийцев мужеска пола? Встречи с этим учреждением отчаянно трусили, изобретали самые невероятные способы «отмазок» от армии, шли на отчаянные шаги. Однако, та эпоха закончилась — всеобщий призыв в Латвии отменили в 2004 году. А пережитый несколькими годами позже пик экономического кризиса и вообще чуть не поставил крест на вооружённых силах – например, за весь 2009 год призвали лишь тридцать новых добровольцев. А ведь тогда, по понятным причинам, имелось большое количество желающих, фактически на одно место приходилось свыше десятка претендентов.
В настоящее время армия Латвии явно не относится к числу сильнейших войсковых соединений НАТО. Нынче местные вояки могут рассчитывать на 5,1 тыс. действующих солдат, 5 танков, 25 колесных вездеходов, 442 противотанковых ракетных комплекса. Ещё есть 8 тыс. человек, состоящих в гражданском ополчении «Земессардзе».
Также, в Прибалтике находится контингент из нескольких сот военнослужащих других стран НАТО. Существует план по оборудованию здесь постоянного штабного элемента альянса. Но политика блока сводится к тому, чтобы перевалить значительную часть расходов на военное оснащение входящих в него стран на плечи самих этих государств.
В соответствии с данной концепцией, в прошлом году исполнительная Латвия выразила намерение довести уровень своих военных расходов к 2020 году до 2% от ВВП. В феврале же года нынешнего спикер Сейма Инара Мурниеце и министр обороны Раймонд Вейонис предложили достичь этой цели ещё раньше – и кабмин одобрил такое предложение.
Вейонис указывает: «Прямой военной угрозы для Латвии нет, но военная активность России у наших границ заметно выросла. Идут учения с военными сценариями, обновляется морской и подводный флот». А раз так, то и Латвия, по его мнению, должна милитаризоваться.
При этом, Раймонд Вейонис предложил расширить численный состав армии – и правительство снова одобрило подобный шаг. Правда, здесь позиция Минобороны разошлась с мнением президента Латвии Андриса Берзиньша, считающего, что сейчас нужно вкладывать средства в противовоздушную оборону, наблюдательные приборы, обучение солдат, а увеличение численности армии – не самое необходимое.
Однако, в подобных вопросах мнение формального главы государства (напомним, что Латвия по своему конституционному устройству является парламентской республикой) особого веса не имеет, тем более что Вейониса поддержал ряд экспертов. Один из них, отставной генерал, член парламентской Комиссии по обороне Карлис Креслиньш, пожаловался, что в Латвии не хватает военных специалистов в конкретных частях.
«В комиссии мы ездили на базу подразделения специального назначения, а она не была укомплектована на 100 % – это вызывает вопросы о том, что надо найти возможность комплектации в тех штатных местах, где это предусмотрено», – отметил он.
На днях представители Национальных вооружённых сил (НВС) объявили, что в этом году впервые будет применён на практике Закон о мобилизации, предусматривающий обязательную явку и участие в военных учениях. Предупреждая всеобщее недовольство, население поспешили успокоить тем, что мобилизация, дескать, коснется лиц, имеющих профессиональный армейский опыт, но в течение последних лет уволившихся из армии. Эту категорию граждан называют «военными резервистами».
Впрочём, Министерство обороны намерено искать также подходящих профессионалов и среди прочих резервистов, к которым относятся все граждане Латвии мужского пола, пребывающие в возрасте от 18 до 55 лет. Первые «письма счастья», как сообщается, могут прийти к «счастливчикам» во второй половине 2015 года.
Служи, солдат, и не тужи
Раймонд Вейонис пообещал: «Речь идёт об использовании бывших военнослужащих, являющихся самыми профессиональными из резервистов. Они служили в армии, обладают определёнными навыками. Поэтому, первый шаг, который мы сейчас планируем совершить — создать систему регулярной мобилизации военнослужащих резерва, которую можно использовать».
«Штафирки», уверяет министр, могут пока спать спокойно. «Мы не планируем призывать резервистов, то есть тех граждан в возрасте от 18 до 55 лет, у кого нет соответствующего образования, знаний и опыта в военной области», — вторит ему капитан Нормунд Стафецкис.
В свою очередь, премьер Лаймдота Страуюма, выступая на телевидении, подчеркнула, что в Латвии не нужно по примеру Литвы вновь вводить обязательную военную службу — вместо этого, по её словам, следует развивать «Земессардзе».
«Вопрос восстановления всеобщего призыва не стоит в нашей повестке дня», — отметила Страуюма, добавив, что военная агрессия Латвии, как и Прибалтике, в целом, не грозит. «Для повышения безопасности нужно сконцентрироваться, скорее, на современной военной технике», — считает глава правительства.
Пока ещё неизвестно, сколько именно резервистов призовут на службу. В поле зрения Министерства обороны Латвии в настоящее время находится около 2500 мужчин, оставивших службу в НВС после 2008 года. К слову, не менее чем у пятой части из них имеется опыт участия в международных военных миссиях, проводившихся альянсом НАТО. В министерстве особо подчёркивают, что получение повестки не означает принудительного возвращения на службу на постоянной основе. Речь идёт о привлечении к учениям, средняя продолжительность которых составит около десяти суток.
Особо указано, что прибытие получателя повестки станет строго обязательным, но никак не добровольным — в связи с чем, резервист должен будет своевременно известить руководство фирмы или учреждения, где он трудится. Это уже вызвало беспокойство у потенциальных призывников: десять суток тоже срок немалый, и никто не хочет из-за вынужденного отсутствия заполучить проблемы с работодателем. По этому поводу отставной капитан Мартиньш Вердиньш высказал в прессе мнение, что аспект призыва резервистов, которым придётся брать отгул на работе, необходимо тщательно урегулировать на законодательном уровне.
В НВС выражают надежду, что некоторые из призванных пожелают остаться на службе и в дальнейшем. Что касается тех гражданских, у кого нет армейского опыта, то им тоже не возбраняется демонстрировать патриотические порывы. Таковые могут записываться в добровольные военизированные структуры, вроде ополчения «Земессардзе» (к 2020 году его численность хотят довести до 20 тысяч человек) или молодёжной военизированной структуры «Яунсардзе» (туда хотят привлечь 16 тысяч молодых людей).
То же «Земессардзе», в сущности, представляют собой часть вооружённых сил, но формально стоит наособицу. Сюда берут граждан с 18 до 55 лет, в разные возрастные группы — главное, чтоб не «висела» судимость. Тут всё зависит не столько от возраста, сколько от состояния здоровья. Если с ним все в порядке, человек может быть зачислен в ближайший к месту жительства батальон. Сначала пишется заявление, затем проходится медкомиссия. Потом необходимо затратить определённое число часов на подготовку по «кандидатской» программе, а после происходит тестирование и присяга. Зачисленные в батальон добровольцы несут службу в свободное от основной работы время, участвуют в учениях, назначаемых, главным образом, на выходные. Ну а получаемая ими денежная компенсация зависит от занимаемой в ополчении должности.
Теоретически, в соответствии с Законом о военной службе, поголовная мобилизация лиц мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет возможна лишь «в случае реальной угрозы нападения». Как именно она станет происходить, и вообще будет ли производиться, пока неизвестно — соответствующие нормы ещё находятся в процессе выработки. Есть мнение, что в «час X» тех, кто не имеет опыта военной службы, в армию привлекать не станут в любом случае – мол, лучше использовать их профессиональные навыки на благо родины каким-нибудь другим образом.
Спастись от кризиса под армейской шинелью
Планируется, что окончательно систему мобилизации в государстве отладят за четыре года. В настоящее же время, по словам экспертов, в мобилизационных правилах наблюдаются пункты, которые явно оторваны от реальной жизни. Основные сложности связаны с массовым и неконтролируемым оттоком населения за границу, ведь по самым скромным оценкам, сейчас несколько сот тысяч жителей Латвии зарабатывают на нелёгкий гастарбайтерский хлеб в странах Западной Европы. Из-за этого офицеры даже не знают, какое количество мужчин, в случае необходимости, может оказаться под рукой.
Яркий пример подобного «слепого пятна»: два года назад, проверки ради, решили выслать повестки 500 резервистам. Увы, выяснилось, что весьма значительная часть из них перебралась жить за рубеж (тогда в течение десяти дней откликнулись лишь 55% адресатов). В армии об их отъезде ничего не знали, хотя по закону они должны были проинформировать официальные органы. Но на практике потенциальные резервисты благодушно махнули рукой на оповещение государства о том, что ему уже не стоит на них рассчитывать.
«Пятнадцать процентов военнослужащих запаса, которых мы оповещали, сейчас работают за границей. А это ставит под угрозу систему мобилизации на учения, как таковую», — отмечает Стафецкис.
Видный теоретик, полковник запаса, исследователь Института внешней политики Латвии Раймонд Рубловскис тоже признаёт наличие проблемы: «Как-то реагировать на ситуацию, которая развивается в последний год, Национальные вооружённые силы должны. Другой вопрос в эффективности призыва на службу людей запаса».
Он отметил, что многие из экс-военных за последние десять лет уехали из Латвии на волне трудовой эмиграции и вряд ли уже вернутся. Недаром некоторые офицеры предлагают готовить программы по обратному привлечению домой хоть кого-то из уехавших соотечественеников.
За годы, ушедшие с того дня, когда в Латвии отменили систему всеобщего призыва, в государстве успело накопиться изрядное количество личностей, ни разу не нюхавших армейской портянки. Пока что, судя по заявлениям членов правительства, беспокоиться этим личностям особо не надо – против воли никуда их не потащат. Но всё равно, определённое волнение народ испытывает. Масла в огонь тревоги подливают неопределённые заявления, вроде сделанного недавно Вейонисом: «Мы подготавливаем возможные механизмы, чтобы в недалёком будущем призвать и обучить первичным навыкам тех жителей Латвии, у которых нет специфических военных знаний».
Как такое понимать, интересно? Впрочем, в одном сомневаться не приходиться: если власти все же решат начать рассылать повестки не только бывшим военнослужащим, то количество населения в стране может уменьшиться еще больше. Республика крохотная, добежать «до канадской границы» или аэропорта не составляет проблемы. И тогда снова вырастет число гастарбайтеров в Западной Европе…
Правда, нельзя исключать один важный нюанс: некоторые юнцы видят в военной службе едва ли не лучший шанс к спасению от безнадёжной обыденности. Вот, например, мой знакомый Кирилл — типичный даугавпилсский старшеклассник. В текущем году он оканчивает школу. Естественно, чем ближе «пинок под зад в счастливое будущее» (по его же выражению!), тем больше времени парень проводит в крутых раздумьях по поводу этого самого грядущего. А перспективы складываются так, что не позавидуешь: лишних рабочих мест ни в городе, ни в округе нет, и не предвидится. Интересно, куда податься парню без связей, богатых родственников, но с огромным желанием прогнуть жизнь под себя и вытащить-таки свой счастливый билет?!
Решение пришло само собой — армия! Окончание университетов и институтов нынче никак не гарантирует даже самого микроскопического шанса на трудоустройство, а с возможностями подработать стало совсем скверно. Остаётся армия, рассудил Кирюха. Будучи от природы человеком крепким и ловким, он не боится возможных армейских тягот. Латвийский лейтенант имеет около 800 долларов ежемесячно, капрал-инструктор – свыше 700, а рядовой – более 600 долларов. Большой плюс: доплата за специальное образование и ежемесячные компенсации за съём квартиры. Учитывая все это, можно предположить, что желающие служить в местной армии всегда найдутся…
Но, опять же, нюанс: значительную часть юношей, которые добровольно пришли на призывные пункты, «бракуют» врачи. Жалобы на плохое здоровье призывников, это здесь извечная песня – она раздаётся в Латвии долгие годы…