Кто стоит за новыми «крымами» в Прибалтике

Обозреватель «НьюсБалт» Валерий Мокрушин проанализировал синхронность появления «народных интернет-республик» в Литве и Латвии.

Накануне латвийская Полиция безопасности возбудила в отношении своего соотечественника уголовное дело из-за размещённого в интернете флага виртуальной Латгальской народной республики. Подобное рвение со стороны спецслужб отмечено в Литве и Эстонии. Обозреватель «НьюсБалт» Валерий Мокрушин проанализировал синхронность появления «народных республик» в Прибалтике.

Мода на «народные интернет-республики» в Прибалтике стартовала с Литвы. Литовская общественность, привыкшая к громким сенсациям с русским следом (то в Европарламенте некий доброжелатель тайно распространит биографию президента на английском языке под броским названием «Красная Даля», то эта «красная» героиня обзовёт великого восточного соседа «террористическим государством», то Литва дерзко объявляет о своём решении поставлять оружие стонущей под сапогом оккупанта Украине…), месяц назад вновь встала на уши: в Сети появилось сообщение о создании Виленской народной республики.

Как и положено, на академическом польском языке, с фотографией башни Гедиминаса (культовой для литовцев), над которой развевается явно не литовский флаг и кратким комментарием: здесь больше никогда не будет литовского триколора. Пока спецслужбы изучают генезис появления отечественного «крыма», «ястребы» моментально выдали вердикт: «чувствуется почерк Кремля».

_P0-6DUs2qg.jpg

Эмблема Виленской народной интернет-республики, взятая из соцсетей.

Именно этот вывод обнародовал Арвидас Анушаускас, один из лидеров фракции консерваторов Сейма. А вот Эдгар Трусевич, депутат столичного совета, полагает, что организаторов этой провокации, и никак иначе, следует искать дома, то бишь в Литве. Точные фамилии, явки и адреса депутат не называет, но в национальных диаспорах считают, что в стране делается всё для того, чтобы высечь искру в межнациональных отношениях, обострить их, пригвоздить «пятую» колонну к позорному столбу.

Чувствительное поле выбрали организаторы для этой сомнительной акции. Вильнюс – колыбель титульной нации – многие поляки и в Польше, и в Литве (их, кстати, здесь около 300 тысяч, это самая крупная диаспора) считают исконно польским центром, по этому случаю постоянно вспыхивают конфликты, и не только локальные. Не так давно футбольные фанаты из Варшавы на стадионе в Вильнюсе вывесили баннер именно с таким утверждением, и хотя Литва выразила соседке своё недовольство покушением на целостность, повторили приём во время ответного визита литовских игроков. 

С литовским краем многое связано и в Польше, именно здесь в фамильной усыпальнице захоронено сердце маршала Юзефа Пилсудского, отца-основателя послевоенной Польши, и именно этот мемориал едва ли не ежегодно подвергается атакам фашиствующих вандалов. Судьбе было угодно распорядиться так, что именно на Виленщине сформировался исключительный талант Адама Мицкевича, этого польского Пушкина, и не случайно здесь поставлен ему памятник, правда, поэт назван тут на местный лад – Адомасом Мицкявичюсом.

Учитывая факт, что регион населён, в основном, этническими поляками, сразу после восстановления независимости Виленщина потребовала автономии, и только с помощью далеко не парламентских мер через уголовные преследования это движение было задавлено. Националы, и прежде всего их вождь Витаутас Ландсбергис, договорились до того, что насельники юго-востока никакие не поляки, а полонизированные литовцы, их долг – вернуться к истокам, забыть инородную ересь. И хотя те не хотят расставаться со своей идентичностью, активно борются за родной язык, национальные школы, за собственность и земли, ранее им принадлежавшие, идеи сепаратизма тут в настоящий момент неактуальны, это не раз подтверждал европарламентарий Вальдемар Томашевски, лидер общины.

Ещё в Древнем Риме учили: смотри, кому это выгодно. В нашем случае это, выражаясь термином Жириновского, однозначно на руку местному режиму, который не устаёт обвинять Россию в агрессивных замыслах и призывать на её голову все громы и молнии небесные. Оголтелый сепаратизм, думается, поможет легитимизировать драконовские меры по отношению «пятой колонны», бойцами которой власти считают активистов национальных диаспор, работников немногочисленных СМИ на русском и польском языках, практически всех критиков политики безоглядной поддержки вашингтонского босса. 

Вполне разумно рассматривать акцию с Виленской республикой и в свете прошедших в минувшее воскресенье муниципальных выборов, отличающихся тем, что впервые прямым голосованием избираются мэры городов. Томашевски претендовал на Вильнюс, причём его партия «Избирательная акция поляков» шла в союзе с «Русским альянсом», и если принять во внимание факт, что в столице титульных избирателей едва ли наберется половина, была велика вероятность его успеха. Подозрения же в причастности к сепаратизму должны основательно подмочить репутацию Томашевского, как и неожиданное появление в списках социал-демократов клона точно с такими же именем и фамилией, чья роль – оттянуть на себя часть несоориентировавшегося электората.

Важно заметить, что идея с независимой Виленщиной не первая, около полугода назад также в мировой паутине появились призывы к выходу Клайпедского края из состава Литвы и присоединения к России. После истеричных призывов правых найти и наказать инициаторов дело заглохло, а жители края, далёкие от экстремизма, решили, что это не иначе как разработка спецслужб, направленная на выявление тайных агентов Москвы, поиском которых озабочен Департамент госбезопасности. И всё, как говорят, мимо денег.

Латвия

Нашёлся свой Крым (с чего начинался текст) и в соседней Латвии. Здесь тоже в интернете сообщили об учреждении Латгальской народной республики со столицей в Даугавпилсе, и её уже признали пару сотен юзеров (на страницу Виленской народной республики в «Фейсбуке» подписались более 4 тысяч пользователей).

Появление Латгалии в числе проблемных регионов далеко неслучайно, у него своя особенная судьба. Зажатый между Россией, Белоруссией и Литвой, этот чудесный уголок природы переходил то к Швеции, то возвращался в славянское государство, почти полтора столетия входил в состав Польши. Местное население называет себя латгалами, имеет свой язык, всё более уходящим в предания, ценит свою особенность.

Около трёх лет назад здесь состоялась конференция, на которой рассматривались возможность и необходимость региональной автономии. Центральные власти неодобрительно отнеслись к сепаратистким наклонностям организаторов, у Владимира Линдермана, одного из инициаторов движения, провели обыски по месту работы и жительства, завели уголовное дело 

И вот на днях Эдгар Ринкевич, министр иностранных дел и скандально известный пропагандист нетрадиционных отношений (в минувшем году он публично признался в содомизме, чем сорвал аплодисменты товарищей по «цеху» со всей Европы), заверил общественность, что «в Латгалии живут истинные патриоты Латвии». Смелое утверждение, не подтверждённое никакими исследованиями. Дело в том, что край, в котором более 80% жителей говорят на русском и самым невостребованным является государственный язык — многие подозревают, и далеко не без основания, что именно этот этнический расклад с самых первых лет независимости сделал его «золушкой» среди прочих «красавиц».

Янис Юрканс, честный политик, экс-министр иностранных дел, признавший оправданным возвращение Крыма «домой», посетил недавно Латгалию и ужаснулся – словно другая планета, без дорог, без людей, без признаков деловой активности. Депрессивный регион стремительно покидает активное население, а с молодёжью теряется перспектива. Могут ли быть благодарны латгалы властям за такую беспросветную жизнь, за то, что счастье они вынуждены искать на чужбине?

Эстония

Ида-Вирумаа – эстонский аналог Латгалии, одни во властной элите видят в нём источник напряжения, другие возводят степень опасности до аналога Крыма. Регион исконно русский, в истории хорошо известны древние города Ям, Копорье, Нарва и прочие, основанные русичами и переходившие десятки раз из рук в руки. И сейчас здесь нетитульных более двух третей населения, а о степени депрессии говорит хотя бы такой факт: последний опрос показал, что самыми популярными среди молодёжи являются профессии… повара и шофера. И это в век компьютерных технологий! 

Власти отдают себе отчёт в сложности ситуации с экзотическим регионом и разработали некие меры по его развитию, однако положение меняется мало. Нет главного – денег, инвестиций. Более того, на фоне дешевеющих углеводородов всё более нерентабельным становится главный местный источник доходов – сланцевая промышленность. Уже закрылись три завода по производству сланцевого масла – аналога нефти, на улицу выброшены сотни работников. На очереди остановка других предприятий. 

Какой выход у потерявших единственный источник дохода, влачить жалкое существование на пособие по безработице, поискать счастья в Финляндии, где всё сильнее кризисные явления, стагнация в экономике? Однако в регионе об автономии вслух не говорят, тем более о выходе из состава республики. Одна из явных причин – отсутствие серьёзной политической организации, которая могла бы взять на себя ответственность за отстаивание самобытности региона и настоящей, а не декоративной помощи страдающему от санкций сельскому хозяйству и деградирующей промышленности.

Для чего нужны анонимные вбросы о сепаратных регионах?

При анализе положения в трёх балтийских республиках бросается в глаза любопытная особенность — синхронность появления народных республик в Литве и Латвии и актуализации проблем Ида-Вирумаа в Эстонии. Случайность? Скорее всего, разработка зарубежных исследовательских центров, прежде всего, за океаном, где только в США задействовано около 100 тыс. специалистов.

Для чего нужны эти анонимные вбросы о сепаратных регионах? Для того, чтобы оправдать милитаризацию собственных стран – военные бюджеты за последние пару лет резко прыгнули вверх, приобретение новых современных вооружений, в том числе наступательных (Литва, например, заказала несколько самоходных артиллерийских установок и американских ударных вертолётов стоимостью не один миллион долларов каждый), в Эстонии высадились голландские боевые машины пехоты, Латвия вкладывает миллионы евро в развитие собственной военно-воздушной базы. 

Ну и, конечно, мифические угрозы территориальной целостности дают возможность закрутить гайки на внутреннем фронте, усилить охоту на ведьм. В Литве поиски врагов привели спецслужбы даже в… школы, где прошли обыски, допросы учителей и «опросы» школьников. Враг везде, и по этой причине самым грубым образом выдворяют из Эстонии видного итальянского публициста Джульетто Кьеза, заводят уголовное дело на Андрея Заренкова, лидера движения «Эстония без нацизма». Лариса Дмитриева, депутат литовского Сейма, один из лидеров Союза русских, тревожится о том, что на улицах и в общественных местах стало опасно изъясняться на языке Пушкина… 

Доходящая до паранойи русофобия и антироссийская истерия не имеет под собой никаких оснований, официальные власти соседней державы не раз заявляли, что не собираются ни на кого нападать, если их к этому не вынудят, что территории балтийских соседей к тому же не представляют никакого стратегического значения. Вот и появление новых «крымов», думается, не в её интересах.