Завершившиеся на днях в Литве муниципальные выборы по существу почти ничего не изменили в стане русских политических партий республики. Обе русских партии – Русский альянс и Союз русских сохранили свои не очень сильные позиции в местных органах власти, а Альянс даже в определённой степени их усилил.
Окончательные результаты выборов по самоуправлениям, где компактно проживает русское национальное меньшинство, выглядит следующим образом: в Вильнюсе Русский альянс провёл в городской совет двух своих кандидатов, Союз русских – ни одного (в 2011 году всё было точно также); в Клайпеде Русский альянс получил четыре депутатских места, Союз русских – одно (в 2011 году соответственно было три и два); в Висагинасе у Русский альянс три места, у Союза русских два (в 2011 году Русский альянс не участвовал в местных выборах, у Союза русских был избран один депутат).
Таким образом, по этим регионам в общей сумме у Альянса девять депутатских мест, у Союза – три, в 2011 году – соответственно было пять и три. Кроме того, представитель Союза русских Виталиюс Бесакирскас в Висагинасе занял второе место и вышел во второй тур, а представительница Русского альянса Ирина Розова в Клайпеде заняла третье место на впервые проводившихся прямых выборах мэров этих городов.
Справка «НьюсБалт». Союз русских Литвы — политическая партия в Литве, основанная в 1995 году. Выступает в защиту интересов русского меньшинства. Председатель партии — Сергей Дмитриев, секретарь — его старшая сестра Лариса Дмитриева. Основные направления деятельности: сохранение и развитие славянского культурного наследия, социально-правовая защита русскоязычного населения, поддержка и развитие русских неправительственных организаций, поддержка просвещения и образования русскоязычного населения Литвы.
Политическая партия «Русский альянс» основана в 2002 году. Представляет интересы русскоязычной общины Литвы. Председатель партии – Тамара Лоханкина, зампредседателя Ирина Розова. Основные направления деятельности – защита русской культуры и исторической памяти в Литве, популяризация русского языка и литературы, защита традиционных христианских ценностей, прежде всего семьи и воспитания детей, развитие русскоязычного образования.
Здесь надо сказать, что наличие двух русских партий и около 30 общественных организаций, которые в той или иной степени находятся в сфере их влияния, для Литвы, где количество русских всего около 5℅ — это, прежде всего, пример эффективной и результативной реализации известного принципа любой власти – разделяй и властвуй. Литва – это не Латвия и Эстония, где по чисто количественным параметрам русскоязычное население представляет собой потенциально серьёзную политическую силу. Тем не менее, в Литве, где сегодня установился информационно-авторитарный режим и где преследуется любое публичное инакомыслие, наличие даже абсолютного реально оппозиционно настроенного меньшинства и тем более представляющих его политических партий – по мнению властвующих ксенофобов, опасная тенденция, которую надо пресекать в зародыше.
Поэтому в среде русских организаций провоцируется постоянная склока, а между их многочисленными «вождями» не утихает перманентная «война» за лидерство и скудные финансовые государственные дотации, а также иные источники финансирования. В этих условиях, казалось бы, само собой напрашивается логическое и разумное решение – объединение и консолидация не только русских Литвы, но и всех национальных меньшинств, в первую очередь русских с поляками, которых в Литве около 6%. Тогда, хотя бы по Вильнюсу, в котором проживают около 40℅ русских, поляков, белорусов и представителей других национальностей, открывался бы реальный шанс на политическое участие и влияние.
По этому пути пытается идти Русский альянс, который возник путём выхода из Союза русских нескольких лидеров клайпедской ячейки. Хотя первоначальный раскол имел ярко выраженную межличностную окраску, но в дальнейшем он перерос в форму принципиальных разногласий по вопросу дальнейшей тактики политической борьбы.
Уже на выборах 2011 года Альянс вошёл в коалицию с Избирательной акцией поляков и выступил на этих выборах единым фронтом национальных меньшинств в составе «Блока Вальдемара Томашевского». В результате на выборах в Вильнюсе этот блок получил 11 депутатских мест, а Союз русских, который избирался в «гордом одиночестве» потерпел в столице Литвы полное фиаско и не получил ни одного мандата, хотя в предшествующей каденции имел шесть.
История повторилась и на уже упомянутых выборах 2015 года. Теперь у «Блока Вальдемара Томашевского» 10 депутатов в Вильнюсском самоуправлении, у Союза русских опять же ни одного. Сам Вальдемар Томашевски в преддверии выборов предлагал лидерам Союза русских Литвы войти в общую коалицию национальных меньшинств, но те отказались. Более того, в своей предвыборной агитации как своеобразное и принципиальное достижение последние использовали тезис о том, что Союз русских «не входит ни в какие блоки и коалиции».
Здесь, объективности ради, следует отметит, что Союз русских Литвы в организационном плане более крепкая структура, нежели Русский альянс. На это, наверное, и рассчитывали лидеры Союза, отказываясь от коалиции. У Альянса более или менее устоявшаяся организация только в Клайпеде. В Вильнюсе и других городах Литвы, где «Блок Вальдемара Томашеского» принимал участие в местных выборах, по формальному списку Русского альянса проходили просто достаточно известные в Литве представители разных русских общественных организаций, зачастую не являющиеся членами Альянса. В списки обеих партий попадает и немало случайных людей, которые позже меняют свою политическую ориентацию и перебегают в другие организации.
С другой стороны, одна из лидеров Альянса Розова, стала членом Сейма именно по официальному коалиционному соглашению своей партии с Избирательной акцией поляков, в то время как лидеры Союза русских Дмитриевы никогда не проходили в Сейм от своей партии, а всегда только по спискам других политических сил (один раз по списку социал-демократов, другой – по спискам Рабочей партии).
И если ранее обе партии активно участвовали в реальной политике защищая, например, русские школы Литвы, пропагандируя русскую культуру, проводили активные протестные акции и публичную оппозиционную политику, а их лидеры предпринимали некоторые знаковые действия, идущие в разрез с господствующей среди литовской политической элиты антироссийской и русофобской политической линией, то в последнее время вся политика этих партий и этих деятелей, особенно на фоне украинского кризиса, сводится к осторожным и умеренным заявлениям для печати, в которых демонстрируется «некоторое несовпадение» с официальной точкой зрения.
Ситуацию на поле деятельности русских партий Литвы известный общественник и правозащитник из Клайпеды Андрей Фомин охарактеризовал следующим образом (цитата из "Sojuzrus.lt"):
«Порой может показаться, что в Литве в сравнении с другими странами Прибалтики дела обстоят благополучно. Это — своеобразный миф, возникший благодаря предоставлению всем жителям Литвы Литовского гражданства при распаде СССР. После этого прошло немало времени, и многое изменилось. На самом деле в последнее время в Литве происходит резкое сужение пространства русского языка. Осуществляется целенаправленный процесс изменения семиотического поля культуры: все должны понимать и усваивать семиотику только одной — литовской культуры.
Средствами этого выступают ограничение пространства использования русского языка, внедрение в русскоязычную среду образования или элементов образования на литовском языке; деформация у подрастающего поколения русской общины исторической памяти из-за отсутствия изучения отечественной истории и культуры и формирование искаженного, непривлекательного образа русской истории и культуры.
Русский язык изъят из официального обращения даже в тех районах, где традиционно компактно проживает русское население. В той или иной форме в сознании населения властями формируется негативный образ всего русского, в том числе и негативное отношение к русскому языку».
Разумеется, такой итог это, прежде всего, результат официальной политики литовских властей, но одновременно это и показатель реального влияния и деятельности русских партий, их политической тактики и стратегии. Всё это свидетельствует о том, что Союз русских из реальной политической организации постепенно превратился в партию-симулякр, в типично брэндовую структуру, а Русский альянс таковой структурой был изначально, так и не превратившись в реальную политическую партию.
Именно на ещё сохраняющемся в русскоязычной среде Литвы брэнде этих партий их лидеры и строят сегодня свою политическую карьеру и, естественно, пользуются её разносторонними дивидендами. Поскольку Русский альянс уже достаточно длительное время выступает на разных выборах в коалиции с поляками и таким образом, значительная часть русского электората неизбежно голосует за «Блок Вальдемара Томашевского», то без упоминания Избирательной акции поляков, представленный анализ «русской политической ситуации» в Литве будет неполным.
ИАПЛ сегодня является наиболее реальной политической партией национальных меньшинств в Литовской республике. Эта партия способна собирать многотысячные митинги в защиту прав национальных меньшинств и результативно участвовать в различного уровня избирательных компаниях. ИАПЛ имеет и достаточно успешно действующие организационные структуры, и традиции многолетнего пребывания во власти на муниципальном уровне, и опыт фракционной работы в Сейме. За эту партию голосуют не только поляки, но и русские, украинцы, белорусы, а в последнее время и определённая часть литовцев.
Председатель ИАПЛ Томашевски широко известен в Литве и в Европе своей принципиальной и реалистической позицией. Избирателей подкупает защита интересов национальных меньшинств и традиционных ценностей этой партией и ей лидером, то, что её представители не были замешаны ни в каких коррупционных скандалах. Правда, в некоторых своих выступлениях сам лидер партии иногда проявляет избыточный консерватизм. Для расширения своей электоральной базы для «блока Вальдемара Томашевского» может потребоваться усиление внимания к социальной проблематике и к «зелёной» повестке дня, а так же более широкое и открытое сотрудничество с политическим силами левой ориентации. Но на сегодняшний день по этим вопросам имеются достаточно видимые проблемы.
ИАПЛ по существу игнорирует тот факт, что капитал не считается ни с какими национальными тонкостями и по своей природе является космополитическим явлением. Ему не важно – Жямайтия или Вильнюсский край. Ему важна дешёвая рабочая сила. В Вильнюсском крае она, кстати, одна из самых дешёвых в Литве, хотя ИАПЛ уже много лет фактически монопольно управляет этим краем.
Проблемой является и другой вопрос. В избирательных списках ИАПЛ, как правило – знакомые предприниматели, бюрократы из структур местной власти, их приятели и родня, а также родные родни. Однако в Литве, которую называют «краем кумовства» — эта ситуация общая для всех партий, органов власти и даже бизнес — структур. Вместе с тем, партии, созданные на национальной основе, по своей природе способны диагностировать, провозглашать, но только частично решать проблемы национального идентитета и национальной культуры. Сознательно или несознательно, они затушёвывают простую истину: основа национального вопроса – социальный вопрос.
Поэтому, на мой взгляд, политическая перспектива возможна только у тех национальных партий, которые в дальнейшем попытаются каким-то образом социализироваться и/или объединится и выйти за пределы чисто национальной проблематики. Иначе их ожидает деградация и угасание, как это уже сейчас происходит с русскими партиями Литвы.
В ситуации, когда имеет место ползучая фашизация политического режима, такая перспектива является практически неизбежной. Вероятна в связи с этим окончательная эволюция этих партий в направлении традиционных культурно-просветительских организаций.
Будущее русских партий в Литве — лишь культпросветовское? На снимке (в центре в белом болеро) руководитель Русского альянса Литвы Тамара Лоханкина. Фото: Obzor.lt.
Об авторе. Михаил Бугаков, 62 года. Кандидат философских наук. Защитился в Ленинградском государственном университете им. А.А.Жданова. Ранее работал в Вильнюсе на преподавательских должностях, в том числе в Вильнюсском инженерно-строительном институте. Ведёт широкую общественную деятельность, является заместителем председателя Социалистического народного фронта Литвы. Имеет публикации по теме развития менеджмента и предпринимательской деятельности. Издал несколько поэтических сборника своих стихов. Гражданин Литвы.
ПЕРВЫЙ ОТКЛИК
Председатель Союза русских Литвы, депутата Сейма Сергей Дмитриев откликнулся на данный материал литовского политолога Михаила Булгакова. Редакция информационно-аналитического портала «НьюсБалт» публикует письмо депутата:
«Хотел бы высказать несколько существенных, на мой взгляд, замечаний:
1. Автор статьи пишет: «Сам Вальдемар Томашевски в преддверии выборов предлагал лидерам Союза русских Литвы (СРЛ) войти в общую коалицию национальных меньшинств…». Это утверждение не соответствует действительности, поскольку в данном случае со стороны Избирательной акции поляков Литвы (ИАПЛ) не было никаких предложения на предмет создания предвыборной коалиции. Наоборот, в преддверии нынешних муниципальных выборов, в ноябре 2014 года со стороны партии СРЛ были сделаны предложения ИАПЛ относительно коалиции по выдвижению общего кандидата в мэры Висагинаса. Но председатель ИАПЛ Томашевски отверг данное предложение и выставил кандидатуру на этот пост представителя ИАПЛ — тем самым коалиция не состоялась. В результате электорат был расколот, что мною расценивается, как грубая политическая ошибка.
На необъективность вышеприведённого утверждения автора статьи повлияло, видимо, то обстоятельство, что сам автор статьи Бугаков баллотировался по избирательному списку ИАПЛ в состав самоуправления Вильнюса.
2. Не соответствует действительности следующее утверждение автора статьи Бугакова: «В то время как лидеры Союза русских Дмитриевы никогда не проходили в Сейм от своей партии, а всегда только по спискам других политических сил (один раз по списку социал-демократов, другой – по спискам Рабочей партии)». К сожалению, данная фраза показывает, что автор не в вполне углубился в историю политических событий в Литве. В 2000-2004 гг. в Сейме ЛР существовала единая правящая коалиция ЛДПР (партия А.Бразаускаса), СД (партия В.Андрюкайтиса), Крестьянская партия (К. Прунскене) и СРЛ, что свидетельствует — партия СРЛ прошла в Сейм Литвы, как отдельная коалиционная партийная единица и была представлена в Сейме тремя членами: С.Дмитриевым, В.Ореховым и Ю.Утовкой.
Хотелось бы пожелать автору статьи на будущее быть более внимательным и корректным к коллегам по политической деятельности – нам вместе с ИАПЛ, Русским альянсом и впредь предстоит большая работа по обеспечению политических интересов граждан Литвы, их национальных культурных прерогатив».