В Калининграде накануне прошёл Всемирный Русский народный собор, тема которого звучит как «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы». Патриарх Кирилл, открывший мероприятие, отметил особую миссию Калининграда, передаёт корреспондент «НьюсБалт» с места события — Калининградского областного драматического театра.
«Калининград является рубежом России вдвойне, сугубым рубежом, как мы сказали бы по-церковнославянски, — сказал Кирилл. Это и пограничная территория и пространство особого духовного значения, находящееся в постоянном соприкосновении с иными мировоззрениями, с иной историей, иными ценностями».
Патриарх также отметил, что невозможно не принимать во внимание, что этой землей почти 700 лет владели германцы:
«Сначала Тевтонский орден, потом прусское королевство, потом Второй и Третий рейх. И только 70 лет Калининградская область принадлежит России. Этот факт оказывает серьёзное влияние на весь исторический ландшафт, на сознание живущих здесь людей. Здесь присутствуют германские памятники, германские архитектурный стиль, германская топонимика и другие многочисленные следы иной культуры. Нередко возникает соблазн строить идентичность живущих здесь людей на фундаменте этого наследия, прямо скажем, наследия достаточно величественного. Но отдавая дань уважения немецким архитекторам, скульпторам, ландшафтным дизайнерам и даже простым крестьянам, немало потрудившимся над преображением этого края, мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги, её основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют».
Глава РПЦ напомнил, Калининградская область — это плод великой Победы, а калининградцы в большей степени, чем все остальные граждане России должны ощущать себя наследниками Победы:
«70-летие Победы совпадает с 70-летием Калининградской области, что глубоко символично. Область создавалась не только как стратегический форпост России, призванный навсегда предотвратить «натиск на Восток», она должна стать и духовным форпостом России в Европе. Не регионом, более других подверженных западному влиянию, а регионам, более других готовым к диалогу с Западом и к привнесению в этот диалог наших духовных ценностей.
Полагаю, что сейчас наступил очень подходящий к этому момент для такого честного диалога, включая совместные размышления о ценностях. Потому что некогда общий христианский фундамент Европы, будь то Восточной или Западной сегодня подвергается разрушению, в первую очередь в Западной части Европы. Россия пока ещё сохраняет духовный фундамент и настаивая на важности духовной ценности поддерживает в том числе в значительной мере культурной, а теперь ещё и образовательной политикой, имеет много что сказать нашим западным партнёрам и нам не следует не бояться этого диалога, не скрывать тех ценностей, которые вырастают из нашей традиции, из нашей столь непростой истории. Говоря так, я вовсе не призываю топтать западно-европейский опыт.
И Пётр Великий и русский гений Михаил Васильевич Ломоносов и наш земляк Андрей Тимофеевич Болотов, калининградец и тысячи других русских людей являют нам пример того, что у Западной Европы можно и нужно перенять очень много полезного, как впрочем и у других народов: японцев, китайцев, арабов, индусов, персов, которые внесли в сокровищницу человечества, если говорить о всей истории не меньше, чем европейцы. Но оставаясь открытыми к научному и технологическому взаимодействию, опыту материальному и бытовому устроению, мы не должны уступать ни пяди духовной ценности, сохраняя православную веру и наше национальное самосознание. А это возможно, только если мы будем твёрдо придерживаться опять-таки приоритету духовных ценностей.
Необходимо твёрдо и безоговорочно сказать: Калининградская область — это русская земля. Земля, которая по праву принадлежит нашему народу, 70 лет назад понёсшим огромные ни с чем несравнимые и ни с кем несравнимые жертвы, не только за освобождение своей страны, а за спасение всех народов мира, в том числе и немецкого народа от самоубийственной гитлеровской идеологии. Необходимо в плане материальном и в плане историко-архитектурном обустраивать эту землю, как русскую, не забывая и не отталкивая, но и не подчёркивая особенным образом, как это иногда кто-то делает здесь в Калининграде, пласт германского наследия.
Надо обратить особое внимание на исторические памятники русской воинской славы, которыми изобилует калининградская земля ещё со времен Семилетней войны и противостоянию с Наполеоном, равно как и памятники Первой мировой и, конечно, Великой Отечественной войны. Надо постараться создать здесь русский архитектурно-культурный ландшафт, выражающий нашу национальную традицию и наши духовные ценности.
Это очень серьёзный вызов, который Западная Европа не сумеет преодолеть в одиночку. Очень многие на Западе уже понимают всю опасность происходящих событий в западно-европейских странах. И снова, как в былые времена, может быть потребуется и миссия Россия, осуществляя которую мы станем не подражать и заимствовать, а свидетельствовать о сохраненном понимании Бога, нравственности, семьи, народных судеб, человеческой жизни и её смысла.
Придти на помощь всей России, другим народам — вот миссия Калининградской области, находящегося на рубеже цивилизаций. Быть не просто оборонительным рубежом, не просто щитом России, хотя и это важно, но творческой лабораторией, синтезом культур и притягательным маяком в духовной жизни.
Если возник такой русский анклав в центе Европы, посреди народов западной культуры, то он должен стать островом нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которым остался верным наш народ. Нет никаких сомнений в том, что это свидетельство найдёт широкий отклик среди соседних народов, способных к обращению к нашим общим корням, корням христианским. Это великая историческая задача, которой надо соответствовать и ради которой надо ежедневно совершать свой внутренний подвиг.
Выражаю надежду, что калининградцы, потомки героев, совершивших подвиг в битве с нацизмом, будут достойны своих предков, смогут ответить на вызов времени и выполнить новую миссию, возложенную на них промыслом Божьим».