В воскресенье 1-го марта в Эстонии прошли очередные, уже седьмые по счёту парламентские выборы, с момента обретения независимости этой страной, после распада СССР. Результаты политического мероприятия практически не принесли никаких сюрпризов. Предвыборные опросы, проводимые "TNS Emor", однозначно указывали на победу нынешней правящей Партии реформ, тогда как оппозиционная Центристская партия, пользующаяся поддержкой русскоязычного избирателя, с небольшим отрывом должна была занять второе место. Также опросы показывали увеличение поддержки социал-демократов, уверенно претендующих на третье место, снижение популярности националистов из Союза Отечества и Res Publica, и прохождение в парламент двух новых партий.
В целом выборы можно охарактеризовать, как самые предсказуемые, если ни одно но. Их результаты указывают на возможность больших перемен в политике Эстонии. С подробностями — социолог, эксперт «НьюсБалт» Андрей Солопенко.
«Безтрёхмандатный» победитель
Своим голосованием избиратель недвусмысленно показал недоверие старым парламентским партиям. Из шести политических сил, преодолевших необходимый минимальный порог в 5% для попадания в Рийгикогу, три партии, представленные в парламенте прошлого созыва, опирающиеся преимущественно на эстонского избирателя, и работавшие в правительстве: Партия реформ, Социал-демократическая партия, а также Союз Отечества и Res Publica по сравнению с выборами 2011 года, в сумме потеряли шестнадцать депутатских мест.
Победитель нынешних выборов Партия реформ, принимавшая участие в большинстве правительственных коалиций в Эстонии и будучи беспрерывно в правительстве с 1999 года, получила лишь 27,7% голосов и 30 депутатских мест, что на три мандата меньше, чем четыре года назад. Наиболее значительно поддержка партии снизилась в избирательном округе №4, объединяющем уезды Харьюмаа и Рапламаа, где она потеряла более 4% голосов.
В то же время это несколько относительное поражение нельзя назвать для неё очень тревожным. Партия заняла первое место практически на всей территории Эстонии, кроме её столицы – Таллина и приграничного уезда Ида-Вирумаа, находящегося на востоке страны. Такой расклад однозначно позволяет лидеру реформистов, премьер-министру Таави Рыйвасу, опять претендовать на данное кресло. И можно с уверенностью утверждать, что именно эта партия и будет формировать правительство. Тем более, что президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес ранее уже заявлял, что в первую очередь предоставит возможность сформировать коалицию именно победившей на выборах партии.
Социал-демократы, на прошлых выборах показавшие свой лучший результат – 17,1% и 19 депутатских мест, в этот раз не смогли его закрепить. Партия получила 15,2% голосов избирателей, и их фракция в Рийгикогу будет довольствоваться только 15 мандатами.
Самые большие потери у партии в избирательном округе №5 на западе страны, объединяющем уезды Сааремаа, Хийумаа и Лаэнемаа, а также в уезде Ляэне-Вирумаа, который входит в избирательный округ №6, где их поддержка уменьшилась более чем на 9% голосов. Кроме этого, попытка социал-демократов получить голоса русскоязычных граждан Эстонии также оказались обречены на провал. Как в Таллине, так и в Ида-Вирумаа, где преимущественно проживают русскоязычные, партия не показала значительного успеха. В то же время и для этой партии данное поражение также не является особо существенным. Если по результатам прошлых выборов социал-демократы заняли лишь четвёртое место, то сейчас они стабильно входят в тройку ведущих партий республики. Социал-демократы вместе с Партией реформ образуют правящую коалицию и вполне возможно, что и в ближайшие четыре года они также будут продолжать работать в эстонском правительстве.
Главный проигравший
Главным же проигравшим этих выборов следует считать Союз Отечества и Res Publica, консервативно-национальную политическую партию, выражающую крайне отрицательное отношение к России и русскоязычному населению Эстонии. По результатам подсчёта голосов националисты набрали 13,7% голосов, проведя в Рийгикогу только 14 депутатов, потеряв, по сравнению с прошлыми парламентскими выборами девять депутатских мест. Поддержка этой партии уменьшилась во всех избирательных округах, как в центральной Эстонии, так и на юго-западе страны в уезде Пярнумаа, а также в Таллине и Ида-Вирумаа. Данный результат однозначно следует расценивать, как поражение – националисты больше не являются третьей популярной партией в Эстонии, уступив это место социал-демократам.
В то же время, если на первый взгляд, кажется, что раз Союз Отечества и Res Publica больше не пользуется широкой поддержкой избирателей, то значит и градус напряжённости между эстонским и русскоязычным населением республики может уменьшиться. Однако, к сожалению, это не так.
Разочарованные в старых националистах эстонцы не стали массово отдавать голоса умеренным в национальных вопросах социал-демократам или центристам, благосклонно относящимся к русскоязычному населению республики. Наоборот, благодаря голосам национально настроенных эстонцев, в парламент прошла Консервативная народная партия Эстонии, созданная в марте 2012 года путём слияния Народного союза Эстонии и Эстонского национального движения, придерживающаяся идей патриотического национализма. Также в данный момент партия выступает с резкой критикой нынешней политики евроинтеграции и является партнёром латвийского Национального объединения и Союза литовских националистов. Получив 8,1% голосов и проведя в Рийгикогу семерых депутатов можно с уверенностью утверждать, что для своей популяризации они однозначно будут убеждать титульное население в неминуемой угрозе со стороны России и требовать перевода всех школ на эстонский язык, актуализируя межнациональную напряжённость.
Также в парламент прошла и Свободная партия Эстонии, созданная лишь в прошлом году и являющаяся новичком в политике, получив 8,7% голосов и проведя в Рийгикогу 8 депутатов. Представители партии в своих выступлениях также исповедуют национально-консервативную риторику, обещая улучшить уровень жизни, для того, чтобы жители массово не эмигрировали из Эстонии. Также Свободная шла на выборы с обещанием увеличить расходы на национальную безопасность, в связи с угрозой со стороны России.
В то же время проводимую ими предвыборную кампанию можно с уверенностью охарактеризовать как популистскую, опирающуюся на эмоции избирателей. Как оказалось, данная тактика вполне себя оправдала. Эстонцы всегда были больше евроскептиками, чем еврооптимистами и, разочаровавшись в политике, проводимой Партией реформ и социал-демократами, ясно указали, что хотят перемен, отдав свои голоса новой политической силе. Однако вполне возможно, что попав в Рийгикогу эта партия, быстро позабудет свои обещания и, как и все встроится в систему и будет решать свои собственные интересы.
Лидер Свободной партии Эстонии – новичка в парламенте – Андрес Херкель у книжной полки с «Морем троллей». Его предвыборная кампания явно «страдала» популизмом.
Стабильно вторые
Анализируя выборы в Эстонии нельзя не сказать несколько слов и о Центристской партии, которая, скорее всего, в очередной раз останется в оппозиции. Партия опирается на голоса русскоязычных граждан республики, поэтому является вполне логичным, что она постоянно побеждает в Таллине и уезде Ида-Вирумаа. На минувших выборах центристы немного улучшили свой результат, получив 24,8% голосов избирателей и проведя в Рийгикогу 27 депутатов – на одного больше, чем у них было четыре года назад. Начиная с 2007 года, эта партия стабильно занимает второе место на парламентских выборах и также стабильно остаётся в оппозиции. Для привлечения избирателей она делает ставку на своего лидера Эдгара Сависаара, пользующегося поддержкой широких слоёв населения. На этих выборах он получил наилучший результат, среди всех кандидатов, набрав 25 072 голоса.
Однако, скорее всего, как это уже не раз с ним бывало, он откажется от поста депутата парламента в пользу мэра Таллина, тем самым проведя на своё место другого находящегося ниже по списку человека. Окончательный решение он примет через две недели, после партийного собрания. В то же время уже известно, что вице-мэр Таллина Михаил Кылварт, несмотря на большое количество отданных за него голосов, останется на работе в мэрии.
Тем же путём пойдёт и представляющая центристов депутат Европейского парламента Яна Тоом, показавшая третий результат среди всех кандидатов, участвовавших в выборах. Яна Игоревна очень успешно выступила в уезде Ида-Вирумаа, заняв в нём первое место, однако после оглашения результатов, она заявила, что сложит мандат европарламентария лишь при одном условии: если Центристская партия получит право формировать правительство, а ей будет предложено министерское кресло.
Можно с уверенностью утверждать, что Яна Тоом останется в Европарламенте. Лидер Партии реформ Таави Рыйвас неоднократно заявлял о недопущении сотрудничества с центристами, да и представители остальных прошедших в парламент партий отрицательно высказывались об этом. Возможность формирования коалиции с Центристской партией можно обсуждать лишь при одном условии, когда у остальных партий нет пространства для манёвра, и без центристов создание работоспособного правительства не представляется возможным.
Контуры коалиций
Однако в данный момент вырисовываются даже несколько контуров возможных коалиций. С одной стороны логичен союз трёх партий: реформистов, соцдемов и Свободной партией Эстонии, у которых получается минимально необходимый перевес в 53 голоса. Переговоры между представителями данных партий: Таави Рыйвасом, Свеном Миксером и Артуром Тальвиком прошли сразу после предварительного оглашения результатов выборов. Встреча закончилась около трёх часов ночи, и после её окончания, Рыйвас выразил надежду, что реформистам удастся найти со Свободной партией точки соприкосновения.
Также вполне возможна коалиция между Партией реформ, Социал-демократической партией и Союза Отечества и Res Publica, переговоры с которыми намечены на ближайшее время. В сумме у трёх вышеупомянутых партий получается стабильное большинство из 59 депутатов, что в отличие от первого варианта позволит создать более работоспособное правительство. Партия реформ работала с обеими политическими силами, а в свою очередь председатель Социал-демократической партии Свен Миксер перед выборами также не исключал создания правительственной коалиции с отечественниками. Всё это указывает на то, что именно такая коалиция является наиболее реальной. Однако, в то же время, по мнению депутата реформиста Юргена Лири, в её создании могут быть некоторые сложности, и причиной тому в случае с социал-демократами – идеологические различия, а с Союзом Отечества – обещанная ими налоговая реформа, которую реформистам сложно принять.
В то же время, нельзя исключать некоторые факторы, затрудняющие её создание: явные идеологические различия между социал-демократами и Союзом Отечества и обещанная ими налоговая реформа, против которой очень сильно настроены реформисты. Вообще между Партией реформ и Союзом Отечества, не смотря на их близость, существуют давние конфликты, и не факт, что они смогут договориться.
Кроме этого, также можно рассматривать коалицию между реформистами, социал-демократами и консерваторами, однако, этот вариант всё же представляется маловероятным. Слишком велики противоречия как между реформистами и консерваторами, так и между социал-демократами и консерваторами. Тогда как вариант правительства между Партией реформ, Союзом Отечества и Res Publica вместе с консерваторами можно отбросить сразу, потому что реформисты главным своим партнёром видят социал-демократов и будут искать третьего партнёра к уже созданному тандему.
Русским, кроме как себя, винить некого
Однако какой бы ни была новая коалиция можно с уверенностью утверждать, что русскоязычным жителям Эстонии она не принесёт ничего положительного. Нападки на них будут продолжаться, как и планируемый перевод школьного образования на эстонский язык. Всё это лишь вопрос нескольких ближайших лет.
В то же время во всём этом, кроме как себя, им винить некого, ведь значительная часть русскоязычных граждан, в день выборов предпочла остаться дома. В Нарве, где проживает более 90% граждан с родным русским языком, на выборы пришло лишь примерно половина избирателей, тогда как в уезде Ида-Вирумаа, где удельный вес русскоязычных граждан составляет почти 70%, была зафиксирована наименьшая явка избирателей – всего лишь 55%, тогда как в наиболее эстонских уездах активность граждан была намного выше. Высокую активность избирателей показала и столица Эстонии – 69,4%. Однако в районе компактного проживания русскоязычных – Ласнамяэ, явка избирателей была наименьшей – 63,2%.
Данная статистика однозначно показывают – русским в Эстонии выборы не интересны, поэтому и актуальные для них вопросы образования и родного языка будут решать совсем другие люди. Да, мотивация значительной части русских понятна – зачем идти голосовать, если выбранная ими партия всё равно останется в оппозиции? Но здесь также следует понять и другое – если ничего не предпринимать, то ситуация никогда не будет решена, а всё будет только хуже.
Поэтому остаётся надеяться, что за ближайшие четыре года русский избиратель не станет ещё более деморализован, свалившимися на него бедами, а сможет осознать свои интересы. Хотя, изучая ситуацию с русскоязычными жителями трёх прибалтийских стран: Латвии, Литвы и Эстонии, с каждым годом в это верится всё меньше.