16 марта 1944 года 15-я и 19-я дивизии латышского легиона Waffen SS первый раз совместно участвовали в боевых действиях против наступающих советских войск под Ленинградом. В честь этого события в Риге проходят различные мероприятия посвящённые дню памяти легионеров, кульминацией которых становится возложение цветов у подножия памятника Свободы. Также в этот день постоянно проходят и акции протеста антифашистов, несогласных с героизацией солдат, воевавших на стороне гитлеровской Германии и виновных в преступлениях против мирных жителей, проживавших во время войны на территории современных Украины, Белоруссии и России.
В этом году всё было точно также. Вчера, 16 марта, латвийские националисты совместно со своими сторонниками из других прибалтийских стран прошли маршем от церкви Св. Иоанна до памятника Свободы. В шествии приняли участие практически все депутаты парламента от националистической партии «Всё Латвии! – Отчизне и свободе – Движение за национальную независимость»», входящей в правительственную коалицию. Кроме этого, помимо традиционно участвующих в шествии различных радикалов и Эстонии и Литвы, на этот раз в нём были замечены и представители украинской экстремистской группировки «Правый сектор». Подножие памятника Свободы, помимо цветов, было устлано флажками Украины, дабы показать солидарность националистических организаций разных стран.
После окончания шествия латвийские антифашисты устроили свою акцию, чтобы показать, что не все в Латвии поддерживают героизацию нацизма. В этот раз ими была организована «дезинфекция» с целью «отмыть страну от фашизма». Переодевшись в белые защитные костюмы и взяв в руки швабры и вёдра с водой, c десяток человек стали мыть и подметать асфальт на площади у памятника Свободы, а после этого развернули плакаты с фотографиями жертв Саласпилского концлагеря, а также других преступлений творимых фашистами и их пособниками на территории Латвии. Акция антифашистов, хоть и была довольно короткой, однако она сумела привлечь к себе внимание большого количества западной прессы, находившейся на площади. Остаётся надеяться, что журналисты донесут до своей аудитории также и эту позицию, а не оставят только мнения латвийских политиков, считающих легионерами героями.
В то же время антифашисты очень хорошо понимали, что однозначно надеяться на западную прессу не нужно, а, чтобы донести правду о происходящем в Риге необходимо напрямую общаться с людьми, проживающими в развитых странах Европы. Для этого Антифашистский комитет решил организовать за день до 16 марта, конференцию, на которую были приглашены многие иностранные гости. Однако при этом организаторы столкнулись с некоторыми трудностями – все гостиницы, в которых они оплачивали зал, по непонятным причинам, через некоторое время им отказывали. Комментируя отказ отелей в предоставлении помещений, руководитель Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен указал, что причиной этого может быть активность Полиции безопасности.
Однако, несмотря на происки спецслужб, конференция благополучно состоялась в офисе партии Русский союз Латвии, сопредседатель которой Татьяна Жданок предоставила необходимые помещения. В рамках конференции под названием «Повороты европейской политики: с нацизмом или без?» делегаты обсудили нынешнюю политическую ситуацию в Латвии и в других европейских странах, прогнозируя, каким будет мир, при дальнейшей популяризации нацизма. Помимо депутата Европарламента Татьяны Жданок, антифашиста Иосифа Корена, латвийских правозащитников Владимира Бузаева и Александра Кузьмина, а также литовской правозащитницы Оксаны Бекериене, в конференции приняли участие мэр города Чериано-Лагетто, находящегося на севере Италии, Данте Каттанео, сопредседатель Европейского социального форума Херман Дворжак и другие известные лица.
В работе конференции также планировали принять участие и представители Эстонии, однако, к сожалению, у них не получилось приехать в Ригу. Как заявил Иосиф Корен: «Их остановили на границе и сообщили, что въезд в Латвию в эти дни им запрещён». Вследствие этого Иосиф Михайлович задал риторический вопрос, а известен ли хоть один случай, когда в страну не пустили бы людей, желающих поддержать латышских легионеров? Думается участие в нынешнем марше представителей «Правого сектора» однозначно даёт понять всем, на какой стороне находится латвийское правительство и кто для них является достойными подражания героями, а кто преступниками.
Открыла конференцию европарламентарий Татьяна Жданок, заявив: «Я не получаю финансирование ни от кого, и билеты для наших гостей были приобретены за мой счёт», тем самым опровергнув появлявшиеся высказывания представителей спецслужб о возможном получении финансирования из России.
Говоря о героизации нацизма, Татьяна Аркадьевна привела конкретный пример – перед началом мероприятия специально для иностранных гостей было организовано посещение военного музея, в котором как экспонат был выставлен мундир полковника Александра Пленснера, служившего в латвийской армии первой республики. Однако, как упомянула Жданок, в музее не было никакой информации о его деятельности, а ведь именно он, как известно, вступил в контакты с абвером, и после образования латышского легиона Waffen SS служил начальником штаба. «С моей точки зрения это переписывание истории, которое очень опасно и которое даёт пищу для новых ростков нацизма здесь в Латвии», – подытожила своё выступление евродепутат.
Следующим взял слово Александр Гапоненко, директор Института европейских исследований, который указал на сакральный смысл празднования 16 марта.
«Приходящие к памятнику Свободы люди не поминают своих павших соратников, потому что около этого памятника никто не похоронен. Своим приходом они хотят показать, что они и государство это единое целое. Они возлагают цветы к символу Латвии. Они идут под государственными флагами, они поют песни нацистов, тем самым показывая, что основная идеология этого государства – нацизм. Именно это и пытается скрыть Полиция безопасности, когда она начинает моральный террор против антифашистов», – сказал он.
Выступающий на конференции координатор Совета общественных организаций Латвии Виктор Гущин поднял тему ограничения Латвией различных свобод.
«В целом мы с вами должны признать, что ситуация в Латвийской Республике в последние два года ухудшается очень быстрыми темпами. Латвийское государство вводит новые ограничения свободы слова, свободы собраний, игнорирует любые упрёки в свой адрес, в том, что оно занимается пропагандой неонацистской идеологии. В отдельных городах местные самоуправления, под всяческими предлогами отказывает общественным организациям в праздновании Дня Победы», – с тревогой заметил общественник.
Зарубежные гости также разделили опасения латвийских коллег. В частности Херман Дворжак подчеркнул: «В последние десятилетия в Западной Европе также можно было видеть подъём так называемых правых популистских партий», а Данте Каттанео провёл параллели с украинскими событиями:
«Несколько месяцев назад я решил назвать одну из центральных площадей города в память трагедии 2 мая в Одессе «Площадью Мучеников Одессы». Однако привязка этой площади к недавним событиям вызвала возмущение официальных представителей украинского правительства. Посол Украины в Италии в письменной форме обратился к префекту нашей провинции, угрожая последствиями во взаимоотношениях между Италией и Украиной. Такая реакция заставила меня задуматься, насколько реальные задокументированные факты могут у кого-то вызывать раздражение».
Выступления всех делегатов свидетельствуют об одном – желание переписать историю происходит не только в Латвии, но и в других странах, и правительства этих стран будут потворствовать этому. Поэтому понятно и желание латвийских спецслужб всеми силами не дать возможности проведения этой конференции. Именно благодаря таким мероприятиям можно открыть глаза западной общественности, что на самом деле происходит в странах Прибалтики, о чём никогда не скажут официальные лица. Остаётся надеяться, что посмотрев на марши националистов своими глазами, зарубежные участники смогут донести это до своей аудитории.
Ведь вполне возможно, что через год Латвия внесёт в чёрные списки, не только представителей Эстонии, но и граждан Западной Европы, имеющих отличное от правящего истеблишмента мнение, и тогда рассказывать о преступлениях нацистов будет некому.