Возвращение, возрождение и воскрешение Русского мира неразрывно связано с поисками той нити Ариадны, которая соединит века и тысячелетия русской истории, от Руси до современности, когда каждому станет близко — для чего жили, против чего боролись и за что умирали наши предки.
Празднование Дня Победы на Украине сопряжено, как всегда, не только с вооружённым противостоянием, но и с противостоянием символов, которые несут память о воинской славе предков. Речь идёт о замене Георгиевской ленточки как символа победы в Великой Отечественной войне на стилизированное под кровавое пулевое отверстие изображение красного мака. Особенно активное участие в пропаганде новых символов принимает чета Порошенко. Президенту хочется видеть Украину на День Победы в красно-чёрных цветах, а его жена активно участвует в продвижении проекта «Маки памяти». Почему это так важно?
С 2005 года, года празднования шестидесятилетия Победы, лента, которая раньше была известна как Гвардейская, стала называться Георгиевской, символизируя преемственность современной России с Российской Империей. Вот против этого символа взбунтовались власти на Украине и начали борьбу, «одолжив» американский символ.
А теперь давайте поразмышляем, что же произошло, и в чём был конфликт символов при замене Георгиевской ленточки на цветок мака? Для начала разберём значение, которое приписывается создателем нового украинского символа Сергеем Мишакиным. Он утверждает, что цветок мака — символ скорби об убитых на полях сражений и откровенно говорит, что главной причиной его создания — дискредитация носимой, главным образом, на груди Георгиевской ленты «проросийскими» силами.
Давайте теперь посмотрим на происхождение американского символа. В 1915 году канадский военный врач Джон Маккрей написал широко известное стихотворение «На полях Фландрии», начинавшееся строками:
«Всюду маки свечами печали горят
На войной опалённых фландрийских полях,
Между мрачных крестов, что рядами стоят,
В тех местах, где закопан наш прах»,
а американский профессор Мойна Микаэль в том же году ответила своим стихотворением и создала современной ритуал продажи и ношения маков, вырученные деньги от реализации которых должны пойти на нужды ветеранов. Вот это четверостишие:
«Мы вспоминаем красные маки,
Что в полях растут – доблести знаки,
Будто кричат небесам о крови,
Героев, что вечно будут живы».
В последнем четверостишии слышен мотив баллады переселения души погибшего воина в цветок для того, чтобы кричать небесам о крови. Мак здесь становится языческим символом цикла смерти и возрождения. Но это возрождение тёмное, в котором слышна, скорее, чёрная печаль, чем светлая скорбь. Мойна Микаэль описывает не переход души в другой мир, а, скорее, восстание из могилы в виде цветка мака. У сюжета баллад всегда не хватало духа, чтобы стать предметом культа, это поэтический пересказ преданий и легенд, в которых чувство переходит границу мира живых и превращается в потусторонний мистический ужас. Несомненно, что эти значения символа мака нашли отклик в душах американских, а позже и европейских обывателей, пощекотали им нервы, и, скорее всего, заставили раскошелится. Но, согласитесь, насколько сильно этот символ умаляет пафос Победы!
Современная Георгиевская ленточка, строго говоря, является Гвардейской ленточкой. Заядлые нумизматы отмечают различие в оттенках цвета между лентой, созданной как часть наградного комплекта Ордена Святого Георгия в 1769 году и Гвардейской лентой, использовавшийся на знаках «Морская гвардия и бескозырках матросов с 10 июля 1943 года Военно-Морского флота СССР и Ордена Славы, созданного 1943 году и имеют оранжевый полосок, а не жёлтый. Примечательно, что символом победы Гвардейскую ленточку «сделал» Орден Славы, который учредили после начала наступательной операции СССР. Так Гвардейская ленточка стала символом Дня Победы в СССР. То есть мы увидели слияние двух символов – наградных ленты русской и советской истории.
Но на этом метаморфозы не завершились. С 1769 года и до революции Георгиевская лента была символом Российской Империи. Именно потому цвет полосок у неё был золотой – цвет герба. Белогвардейцы, солдаты, власовцы, трактовали значение Георгиевской ленты как символ надежды на возрождение Российской Империи.
Но, в то же время она имела и другие значения. Обер-камергер граф Литта в 1833 году писал: «Бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня». Народное же толкование золотого полоска другое. Славное.
Слава горит. И пламя её придаёт силы, оно животворно. Это пламя рождает чувство единения с предками, чувство одного с ними дела. Нельзя забывать, что это пламя может быть разных оттенков: от алого, до оранжевого, и даже золотого. Чередование чёрного и оранжевого или золотого значит славу и посмертную память, траур по погибшим. Так и День Победы в народе и называют: «Праздник со слезами на глазах». Из песни, как говорится, слов не выкинешь. И это песня на слова дагестанского поэта Расула Гамзатова «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Интересно, что написана она была по-аварски, а переведена на русский Наумом Гребневым. Мелодия Яна Френкеля. В общем, интернационал. В песне погибшие солдаты превращаются в белых журавлей и летят в вечность. Этот древний символ «всплыл» в народной памяти ещё со времён праславянского единства, когда наши очень далёкие предки верили, что души умерших воинов как птицы летят в Ирий, мир бессметных. Какое же сильное переживание вызвала война, чтобы так глубоко всколыхнуть народную душу!
Таким образом, традиционные символы Дня Победы намного ближе для нашего народа и они всегда трактуются в народном сознании как неразрывное соединение славы и скорби. В чужом американском символе красного мака — только одна всепоглощающая печаль. Отсюда и восприятия креатива Мишакина как чёрной дыры, которая затягивает в себя всё. Во всяком случае прошлом году, когда впервые увидел новую эмблему к 9 Мая, и не знал ещё о его авторской трактовке, у меня возникла ассоциация именно с чёрной дырой.
А у вас?