В шариковой ручке радостный Кудирка

Выставка школьных учебников времён Литовской ССР произвела впечатление на корреспондента "НьюсБалт"

По случаю 70-летия литовского издательства «Šviesa» («свет» по-литовски), специализирующегося на просвещении жителей  прибалтийской республики, в  вильнюсском «Музее техники и энергетики» развернулась экспозиция школьных учебников, выпускавшихся за эти годы. Журналист Владимир Водо, посетивший выставку, обнаружил массу нового о «школьных годах чудесных» времён Советского Союза,. Своими наблюдениями коллега поспешил поделиться с читателями «НьюсБалт».

Самое забавное в этой выставке — полное невежество (впрочем, это может стать и тщательно продуманной политической установкой!) составителей «школьного вернисажа». Перлом всей экспозиции стало пояснение, что в первые послевоенные годы наряду с элементами «новой» коммунистической идеологии в литовских учебниках вовсю использовались элементы довоенной литовской символики — и что до 1950 года в букварях даже печатался текст довоенного литовского гимна Винцаса Кудирки «Tautinė giesmė».

Увы, но составители выставки даже не знают, как называется главная литовская песнь — TAUTIŠKA GIESMĖ, а отнюдь не TAUTINĖ GIESME. И эта песня с 1944 по 1950 год действительно была официальным гимном Литовской ССР, пока не был утверждён новый гимн на слова Антанаса Венцловы и музыку Балиса Дварионаса и Йонаса Швядаса. Более того, в изданном в 1946 г. учебнике “Gimtasis žodis” («Родное слово») соседствуют «сталинский» гимн СССР Михалкова и Эль-Регистана с ещё довоенным литовским гимном «Tautiška giesmė», бывшим гимном Литовской ССР в 1944-1950 годах (см. фото слева).

Литовский бред: шариковая ручка под запретом

Литовский выставочный бред: шариковая ручка была под запретом в «годы оккупации» Литвы.

На выставке также можно узнать, что в годы «советской оккупации» Литвы учащимся начальных и даже средних классов запрещалось (!) пользоваться шариковыми ручками.

Начнём с того, что примерно до начала 1970-х годов в СССР шариковых ручек попросту не было: я помню, что, когда они появились в продаже, самая дешёвая модель «шарика» стоила 70 копеек (для сравнения — обед в школьной столовой стоил 35-50 копеек). Более дорогая модель была с пружинкой и стоила 2 рубля (что по тем временам было недёшево, а для первоклашки — вообще роскошь!). К тому же, такие ручки не всегда бывали в продаже!

Потом в разгар очередного улучшения качества жизни советских трудящихся ручки по 70 копеек уценили; на колпачках зачеркнули прежнюю цену, вытеснив рядом новую (ц. 35 коп.)!

Что же касается «запретов», то формально тогда в начальной школе был такой предмет, как чистописание или «письмо». Детишки учились выводить палочки, галочки и — буквы. Иными словами, когда в начальных классах учили писать перьевыми (а не шариковыми) ручками, то это делали не просто так, а с целью именно правильно поставить руку. Ведь если перьевую ручку держать неправильно, то она просто не будет писать. И — благодаря применению перьевых авторучек вырабатывались навыки каллиграфии — с правильным нажимом, наклоном и давлением на перо. Тогда было нужно следить не только за правильностью начертания той или иной буквы, но также за нажимом пера в той или иной части линии: от него зависела толщина линии. Были «предзаполненные» типографским способом специальные тетради («прописи»), но большинство упражнений делались в обычных тетрадях в «косую» линейку.

fb

Советский и литовский гимны соседствуют!

Если в самые первые послевоенные годы ученики пользовались писать так называемой «простой» ручкой (деревянная круглая крашеная палочка с металлическим зажимом на одном конце, в который вставлялось стальное перо, которое макалось в чернильницу), то затем появились перьевые ручки, в которые чернила можно было набрать заранее.

Парадная пионерская форма.

Парадную пионерскую форму современная литовская мысль отнесла к спецодежде «образцового режима».

Подпись под выставленной на стенде пионерской парадной формой (причём, о, ужас! — пряжка ремня со звездой перевёрнута!) гласит, что такая одежда в мрачные годы советской оккупации была уделом лишь тех детей, которых вынуждали ездить летом в «специальные пионерские лагеря образцового режима».

Вот так. Да, я ездил в пионерский лагерь — если моим родителям удавалось получить путёвку через профком — но образцовости в нём было немного. Да, парадную форму надо было брать (на этот счёт имелась прилагавшаяся к путёвке специальная памятка!) — но лишь затем, чтобы надеть её 2 (два) раза: на открытие и закрытие смены. Приходить же в парадной форме в школу полагалось в дни всяческих торжеств со сборами и линейками. Правда, в считавшейся «почти что Западом» Литве особо рьяно за этим не следили.

Идём дальше: под изящным школьным платьицем, которое было предметом мечтаний каждой калининградской школьницы (и в связи с чем их родители покупали литовскую форму в «Детском мире» в литовской Клайпеде!), читаем, что вот школьной формы для мальчиков, по крайней мере, до 1977 года как таковой не существовало.

На самом деле форма для мальчиков (тёмно-синего цвета) существовала. Главной причиной введения школьной формы была имущественная: далеко не все родители могли позволить себе покупку дорогого костюма или платьев для своих детей — а недорогая школьная форма как бы «уравнивала» всех.

…По окончании открытия выставки выяснилось, что несколько учебников кто-то из приглашённых почётных гостей попросту стибрил. Вот такое просвещение по-литовски.