Главный редактор литовской газеты «Горячий комментарий» Гедре Горене. Фото: Facebook.com.

Здесь, там и всюду

Главный редактор литовской газеты «Горячий комментарий» Гедре Горене высказала своё мнение о будущем Литвы

Главный редактор литовской газеты «Горячий комментарий» Гедре Горене высказала своё мнение о будущем Литвы. Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» перевёл редакторскую колонку.

На литовском политическом небосклоне – перемены. Председателем Партии труда выбран член Европарламента, один из бывших лидеров партии «Порядок и справедливость» Валентинас Мазуронис. Достаточно амбициозный политик, цель которого – победа Партии труда в выборах в Сейм в 2016 году.

Это – достаточно интересный разворот, поскольку ещё несколько месяцев перед этим в этой партии зрело «восстание зайцев»: во время съезда планировалось лишить Виктора Успасских звания почётного председателя, а также лишить ответственной должности в партии — Витаутаса Гапшиса. Но…один шаг, и всё обернулось на 180 градусов.

Более того, Валентинас Мазуронис – явно прозападный политик, — никакими связями с Кремлём не обвинишь, поэтому оружие для битья Партия труда правым лагерем как бы и отнято.

В самом деле, ситуации на политическом небосклоне незавидная (кое кому). Без сомнения, имею в виду традиционные партии, над которыми шефствует невидимая рука секретных служб, убирая и ослабляя их политических конкурентов, чтобы претворить в жизнь общеизвестный секретный план – до 2020 года в Литве должна остаться лишь двухпартийная система.

Из этой серии мы наблюдали «съедение» т.н. «третьих» партий. В тоже время социал-демократы и консерваторы, а также либералы (как партии) были неприкасаемы. Хотя могла бы биться об заклад, если бы нашим службам развязали руки, то увидели бы то, чего не видели и среди тех, традиционно «святых».

Однако, есть такая пословица — человек мыслит, Бог наблюдает; человек сделал, Бог рассмеялся. Вот и здесь: планировать – это одно, но получиться может совсем по-другому.

Вот и теперь – кто-либо мог ещё несколькими месяцами ранее подумать, что у руля Партии труда может стать Мазуронис? Ведь кто был вторым кандидатом на председателя Партии труда? Артурас Паулаускас. «Загнав» Новую партию, был бы прекрасным потенциалом для «загона» Партии труда «в могилу». После ухода Мазурониса из партии «Порядок и справедливость» и эта партия агонизирует, поэтому, будущее двухпартийной политической системы было бы осязательно близко. Но теперь…

Ну, а что теперь – теперь технологам по политическим системам, прежде всего, надо будет, обгрызя ногти, залечит раны и обезопаситься, и только потом серьёзно подумать – позволить ли политической системе плыть своим руслом, или дальше создавать искусственные преграды и пробовать крутить эти потоки искусственно по руслу реки?

Во время всех предыдущих выборов консерваторы «боролись» исключительно с Россией и «приспешниками России в Литве». Однако теперь риторику консерваторов переняли и другие партии, а высказывания Мазурониса в отношении восточной соседки, превзошли Профессора (Витуатаса Ладсбергиса. «НьюсБалт»), его Внука, Андрюса (Кубилюса.«НьюсБалт») и Расы (Юкнявичене. «НьюсБалт») сложив их всех вместе в кучку. Так какой палкой теперь консерваторы будут лупить своих конкурентов во время выборов? Надо будет вернуться к социальным вопросам? А пенсии пенсионерам, кто отобрал и не вернул? Бумеранг возвращается к консерваторам? Да. Так чем им хвастаться тогда, кроме того, что не любят Путина и Россию?

Социал-демократы хотя и большая партия, но кажется, заблудилась среди трёх сосен. Думали, что службы поработают, и после выборов в Сейм будут править социал-демократы с консерваторами – Г.Киркилас (Гедиминас Киркилас — бывший премьер-министр Литвы с 2006 по 2008 гг. — «НьюсБалт») об этом уже поспешил обмолвиться. Но… А что будет, если выборы в Сейм выиграет Партия труда? Тогда она должна будет формировать правительство, не правда ли? И что в таком случае будет делать Альгирдас Буткявичюс? Не хочу быть плохим оракулом, но думаю, что в случае победы Партии труда Альгирдас Буткявичюс будет вынужден занять место лидера оппозиции в Сейме…

Однако неприятно не только социал-демократам, но и консерваторам – их младшие братья либералы уже выросли из детских штанишек, и сам Союз либералов уже выше и сильнее бьёт, обгоняет «папочек» консерваторов. До выборов в Сейм – всего лишь полтора года, поэтому консерваторам надо будет очень постараться, чтобы во время выборов не получить нокаут от своих – либералов.

В тоже время, всем политическим партиям, думаю, надо будет очень и очень задуматься и решить, какое будущее для Литвы они здесь видят?

Так уж произошло, что неожиданно «Горячий комментарий» должен был выехать в поездку. На автобусе. Во время езды гид рассказывал о стране, по которой ехали. Не только историю, но и — достаточно статистики. Проезжая по Польше узнали: что Польша вторая в мире по выращиванию клубники, и что каждый второй житель имеет натуральное хозяйство (т.е. трудолюбивая нация), в мировой десятке по этому, и этому показателю, а иностранные инвестиции… Ну, нам только помечтать. Но самое главное – Польша не уменьшается (т.е. поляки уже не эмигрируют из неё), но наоборот – количество жителей увеличилось на миллион (не 40, а 41 млн.). Да и цены на продовольственные товары такие, что литовцы толпятся у магазинов на польском приграничье (кстати, аналогичная ситуация с ценами между Швейцарией и Германией. Швейцарцы тоже ездят за продуктами в Германию, поскольку там гораздо дешевле. Только одна разница – швейцарские пограничники проверяют автомобили и, если швейцарцы покупают еду не только для себя, но и, скажем, для соседей, то тогда ввести уже не позволяют. Такая политика — чтобы Швейцарцы покупали пищу в Швейцарии). Так что, у наших соседей тенденция такая интересная – растущая.

Тем временем, глядя сквозь окно автобуса, услышав это, даже разнервничалась: пробовала сосчитать, а в чём мы литовцы впереди? Самые растущие? Ну, первые по употреблению алкоголя, по самоубийствам и депрессиям – самая подверженная стрессовому состоянию нация. Однако, это, наверное, не считается. А чем можно похвалиться? Раньше, в советские времена, вот, ещё имели Арвидаса Сабониса, а теперь? В чём мы опережаем наших соседей и находимся в мировой десятке? Увы, увы… А когда ещё увидишь, как легко живут немцы и французы… Хочется вообще уснуть, как тот медведь зимой и проснуться только в каком 2040-м году, поскольку, как сообщил Андрюс Кубилюс, тогда мы будем жить как шведы! (Власть, само собой понятно, живёт по шведским стандартам уже теперь).

Но вот, вернувшись в Литву, встретила скандал: Европейская комиссия распределила квоты по беженцам (из Африки) – Литве назначено 710. Одни — за, другие – против.  Одни говорят: «Надо беженцам помочь, они такие же люди, как и мы». А другие: «Куда мы этих чёрных, безграмотных варваров денем?» (и добавляют, что они против расизма – категорически против).

А я думаю, ну вот дожились… Сколько литовцев изгнано из Литвы за 25 лет искать лучшей доли за границей? (Более миллиона. – «НьюсБалт») А на их место сейчас примем беженцев из Сирии и других горячих стран? А если среди этих беженцев будут инфильтраты талибов или каких-то других чертей, что тогда?

Вот написала, и сразу сама себя поймала: после того 11 сентября 2001 года и я стала жертвой антитеррористской пропаганды. Как поняла? В Германии в одну крепость поднимались на фуникулёре. Спешили, чтобы успеть, и я, войдя вовнутрь, буквально лицом к лицу столкнулась с женщиной с ног до головы обёрнутой в материю по исламскому обычаю. Первая реакция: внимательным взглядом «раздела» и хорошо посмотрела, не спрятана ли под одеждой бомба. Только потом увидела, что она не одна, возможно со своей дочкою и ещё одной женщиной – может родственницей. «Ну, дочку, наверное, не взорвёт», — подумала.

Смешно? Мне тоже. Сейчас. Но тогда… А там ведь много таких, и никто не обращает на них внимание. Только «запропагандированные» мы.

Однако, вернёмся к политически партиям Литвы. Кому до сих пор служили? Человеку? Такому статистическому избирателю, благодаря которому кто-то получил пост председателя комитета Сейма, а кто-то портфели премьера и министров? Ну, вот… Чаще всего наши политики щедро служили различным группам предпринимателей, банкам – последних даже освобождали от уплат подоходных налогов, что бы только, не дай Бог, у тех, кто получает стотысячные зарплаты, кошелёк не оскудел. Так что, человек, как говорится, опять «за бортом», правда?

И всё же, могла бы эта наша власть взять и один раз послужить простому человеку.  Например, «списать» своему статистическому выборщику задолженности? Объявить какую-то амнистию. А что? Сколько этих неоплаченных счетов? Сумма, думаю, не превысила бы суммы одной «консультации по энергетики». Однако, миллионы оплачиваемые за «консультации» оседают в карманах служащих эксклюзивных адвокатских контор, а здесь, прошу, сколько бы людей почувствовали себя счастливыми и любимыми своим государством – хотя один раз, вместо билета на эмиграцию или верёвки, государство могло бы предложить что-то по лучше.

Возвращаясь к тому, кому служит наша власть, думаю, стоит более глубже рассмотреть и тему помощи Евросоюза:  дань в бюджет Евросоюза платим мы все – я, вы, ваши соседи и т.д., т.е. государство из своего бюджета (ежемесячно взнос осуществляет министерство финансов).  А сколько мы получаем из этого Евросоюза: я, вы, ваши соседи и т.д.? Эту помощь ЕС уже получают соответствующие предприниматели (группы предпринимателей).  

Так что, логически рассуждая, я, вы, ваши соседи и т.д., платим взносы ЕС для того, чтобы какой-то наш олигарх затем, в обмен за эти деньги, получив поддержку, использовал её для себя – чтобы его кошелёк разбухал. Да, да – так и происходит: за тех предпринимателей, которые «подошли» и «получили» деньги из фондов ЕС, все мы заплатили ЕС – плательщики налогов в Литве. Поэтому было бы справедливо в отношении жителей Литвы, тех получателей помощи ЕС выкристаллизовать и публично объявить статистику: сколько миллионов и какой группе предпринимателей попало в руки. И тогда, смотри, догадываюсь, получилось бы: что человек остался должником государству потому, что надо было заплатить взнос ЕС за олигарха.

Ну, что есть о чём подумать, не так ли?

Перевод с литовского языка Валерия Иванова специально для «НьюсБалт»