Акция протеста латышей против «ввоза мигрантов из других стран». Сентябрь 2015 г. Стоп-кадр Первого канала.

Прогноз-2016: Беженцы для латышей страшнее спада экономики

Латвийский социолог, эксперт "НьюсБалт" Андрей Солопенко подытожил жизнь прибалтийской республики в 2015 году и дал прогноз событий в новом году

Для Латвии 2015-й год выдался богатым на разные политические события, такие как: председательство страны в Совете ЕС, выборы президента, отставка правительства и многие другие. В то же время простые жители Латвии его оценивают совсем по-другому – насколько он был удачным лично для них, а также для всей страны. По мнению большинства жителей Латвии 2015-й год оказался для них удачным. Однако в общей оценке своего материального положения, как и экономического положения страны, взгляды респондентов, по опросу Центра исследований рынка и общественного мнения SKDS, получились довольно пессимистичны. В то же время главной угрозой безопасности страны в новом 2016-м году латвийцы посчитали беженцев, которые опередили как экономические, так и управленческие проблемы Латвии.

Розги для премьера

Своим или семейным материальным положением оказались удовлетворены лишь 14% населения, а неудовлетворённость им высказали 30% жителей. В свою очередь абсолютное большинство респондентов – 54% — оценили личное или семейное материальное положение, как среднее. Общий же годовой индекс удовлётворенности уже на протяжении восьми лет оказывается отрицательным и в нынешнем году составляет минус 13 пунктов. Такая же картина наблюдается и в возможности найти хорошую работу – только 6% населения считает, что у них есть хорошие шансы в поиске работы, тогда как 58% респондентов не согласны с этим. Годовой индекс этого показателя составил минус 41, что ясно указывает на мнение большинства латвийцев – хорошей работы для них в Латвии нет, и, скорее всего, не предвидится.

Справедливости ради следует отметить, что за последние семь лет и своё материальное положение, и возможность найти работу жители Латвии стали оценивать намного лучше. В 2009 году, когда страна погрузилась в глубокий экономический кризис, годовые индексы по этим двум показателям составляли минус 32 и минус 74 пункта соответственно, тогда как сейчас виден определённый прогресс. В то же время говорить о выходе страны из кризиса, несмотря на все утверждения правительства, явно преждевременно. Опросы населения недвусмысленно показывают – заметного улучшения благосостояния на своих карманах и в кошельках они не ощущают, хотя и продолжают надеяться на лучшее. Так, годовой индекс прогноза изменения личного материального положения в 2015-м году показал свой наилучший результат за восемь лет – 4 пункта, став единственным положительным показателем из всех параметров.

В свою очередь наиболее пессимистично жители Латвии оценивают экономическое положение страны и работу правительства, где годовые индексы составляют минус 29 и минус 34 пункта соответственно. И если в латвийской экономике, по мнению респондентов, ещё возможен некоторый прогресс – на протяжении семи лет этот показатель ежегодно улучшается, то с деятельностью правительства всё обстоит куда хуже. За последние четыре года данный индекс удовлетворённости его работой находился примерно в одних и тех же границах, а по сравнению с 2014-м годом он даже ухудшился. Ясно, что нынешний правительственный кризис, вызванный отставкой премьер-министра Страуюмы, не добавит ему популярности, и можно предположить, что падение этого индекса будет продолжаться и в новом году.

Уход с премьерского поста Лаймдоты Страуюмы, как и стремление Солвиты Аболтини всеми силами занять эту должность, вопреки мнению большинства латвийцев, обусловило и отношение населения к этим двум политикам. По мнению респондентов, именно эти две дамы в прошедшем году от Деда Мороза за свои дела больше всего заслужили розги. 18% опрошенных считают, что розги заслужила Солвита Аболтиня, а 14% – Лаймдота Страуюма. Идентичные взгляды высказали как латышскоговорящие, так и русскоязычные жители Латвии – в обеих группах эти две фамилии были упомянуты чаще всего. В свою очередь, из тех политиков, кто в 2015 году заслужил от Деда Мороза подарок, наиболее часто, по 13%, опрошенные называли президента Латвии Раймонда Вейониса и мэра Риги Нила Ушакова.

Год беженцев

Помимо известных в обществе лиц, подарков на Новый Год ждали и простые жители страны, для большинства из которых (69%) 2015-й год оказался довольно удачным, а это значит, что у значительной части респондентов есть поводы для радости. В то же время, с высказыванием, что новый, 2016-й год, будет удачным для Латвии, согласились лишь 41% респондентов, а 39% перемен в лучшую сторону для своей страны не ожидают. По мнению большинства латвийцев, новый 2016-й год, войдёт в историю Латвии, как год, связанный с принятием беженцев (60%). Также именно беженцы (53%) и нелегальные иммигранты (32%), являются наиболее реальными как внешними, так и внутренними факторами, которые будут угрожать Латвии в следующем году. Беженцы, по мнению респондентов, оказались куда большей угрозой для страны, чем спад экономики (23%); плохое, неумелое государственное управление (22%) или демографические проблемы, как отъезд населения за границу или низкая рождаемость (20%), что уже на протяжении долгого времени является реальным тормозом развития Латвии.

Страх перед беженцами заметили также и многие эксперты, которые интерпретировали мнения респондентов по-разному. По словам директора Центра SKDS Арниса Кактиньша, вопрос беженцев – «это очередная тема, которая наглядно демонстрирует опасность низкого уровня доверия к власти и опять напоминает, что если общество не доверяет власти, то её возможности «продать» обществу своё видение будут очень затруднены и ограничены». Да, действительно, латвийцы всегда скептично относились ко всем инициативам правительства, видя в них подвох и угрозу своему благополучию, а раз власть предержащие стали усиленно продвигать принятие беженцев, то и жители страны стали обоснованно опасаться их приезда. Поэтому убедить население и развеять их опасения перед беженцами правительство сможет только тогда, когда будет пользоваться его доверием, что в ближайшее время, однозначно не предвидится.

Других взглядов придерживается Валтс Калниньш, исследователь Центра общественной политики Providus, считающий, что ничего сенсационного в страхе значительной части населения страны перед беженцами нет. «В чувстве угрозы жители Латвии, определёно, не уникальны, и больший или меньший удельный вес опрошенных считает беженцев угрозой даже в довольно открытых европейских странах, таких как Швеция или Германия», – указал эксперт. В свою очередь доктор экономики Олег Краснопёров полагает, что если население видит угрозу в приезде 776 беженцев, что составляет примерно 0.04% от жителей Латвии, то это заставляет задуматься не о беженцах, а о самом обществе. «Принятие беженцев может не нравиться, и об этом могут сказать цифры. Однако ясно, что 0.04% от количества жителей, даже если они на нас не похожи, не могут угрожать безопасности сплочённого общества, а если угрожают, то это показывает отсутствие его сплочённости», – отметил экономист.

Действительно, латвийское общество всегда было расколотым по многим позициям, но вопрос беженцев привёл большинство жителей страны к некоторому консенсусу. Вследствие этого нельзя исключать, что страх перед беженцами может стать объединяющим латвийское общество фактором. Однако нахождение «общего врага» далеко не самый лучший вариант консолидации и может привести к очень печальным последствиям.

Ясно, что в 2016-м году вопрос беженцев будет формировать повестку дня. Но в то же время хочется надеяться, что жители Латвии, в своём неприятии беженцев, не зайдут очень далеко, и эта тема постепенно будет терять свою актуальность, ведь есть намного более важные проблемы, влияющие на жизнь, и Латвии, и её жителей, над решением которых следует заняться в первую очередь.