Российская власть самоустранилась в «деле Меля». Такое мнение высказал главный редактор информационно-аналитического портала «НьюсБалт» Андрей Выползов, принявший участие в круглом столе Института современного государственного развития в петербургской редакции ТАСС, посвящённом судилищу над отставным полковником из Калининграда Юрием Мелем, который второй год находится в литовских застенках по обвинению в военных преступлениях против Литвы.
«Первоначально на Меле очень хорошо попиарились практически все госдумовские партии, — сказал журналист. — Были яркие митинги, боевые лозунги, пожертвования на услуги адвоката. А затем всё стихло. Меля забыли. На вопрос – почему? – люди отвечают так: сначала все думали, что после такой раскрутки государство спасёт человека. Предпримет неординарные меры, вплоть до обмена на задержанного в России представителя литовских структур. Но сегодня дело Меля сведено к частному случаю».
Журналист привёл пример задержания в Италии ещё одного фигуранта литовского дела о событиях января 1991 года – бывшего офицера Василия Котлярова. «Но он был каким-то хитрым образом сразу спасён от литовского правосудия. И некоторые предполагают, что это произошло потому, что тот военный живёт в Петербурге, имеет серьёзные связи, а что с Меля взять –рядовой военный пенсионер, каких в стране масса», — считает Выползов.
По мнению журналиста, стоит говорить о государственном самоустранении не столько в деле Меля, сколько во всём этом процессе, который в Литве гордо именуют «Нюрнберг-2».
«Ведь, кроме Меля, заочно судят ещё 68 бывших военных. Тем, что происходит на суде, сегодня никто не интересуется. А ведь что можно было сделать. Собрать письменные показания для суда всех фигурантов дела. И в этих свидетельствах должна прозвучать главная мысль — что в конечном итоге был приказ главнокомандующего Горбачева, что Литва юридически находилась в составе СССР и офицеры выполняли свой военный и конституционный долг. И вот эти все свидетельства должны звучать на суде. Чтобы их цитировали литовские, российские и европейские СМИ. Убеждён, что такой медийный бум даст результат. Наша редакция нашла такого, заочно подсудимого бывшего военнослужащего, который, как и Мель, проживает в Калининградской области. Но проявить инициативу дальше нам не дали», — сказал журналист.
На этом фоне, продолжил Выползов, недавно в Калининградской филармонии с помпой прошел т.н. День независимости Литвы, куда пришел весь политический бомонд Калининграда.
«Представьте, каково Юрию Мелю, его близким и сослуживцам, когда человек уже почти два года сидит в литовской тюрьме, а чиновники из родного города улыбаются литовской дипломатии, столуются, — продолжил журналист. — Прибавьте к этому ещё откровенные слова некоторых местных деятелей о том, что «светиться» по Мелю не хочется, потому что они оформляют шенгенскую визу в литовском консульстве».
За инкриминируемые Литвой преступления Юрию Мелю грозит пожизненное заключение. Эстонский правозащитник, юрист Сергей Середенко, выступая на круглом столе, заявил, что процесс над Мелем будет откладываться бесконечно и может закончиться смертью подсудимого.