Эксперт Российского института стратегических исследований Игорь Николайчук. Фото: Menswork.ru.

«Никогда не удастся превратить Калининградскую область в регион мира»

Начальник сектора проблем региональной безопасности РИСИ Игорь Николайчук в интервью «НьюсБалт» прокомментировал сложную военно-политическую ситуацию в Балтийском регионе

Начальник сектора проблем региональной безопасности Российского института стратегических исследований Игорь Николайчук в интервью «НьюсБалт» прокомментировал сложную военно-политическую ситуацию в Балтийском регионе. Накануне эксперт посетил Калининград, где провёл совещание по своему профилю.

— Игорь Александрович, сегодня НАТО активно накачивает Прибалтику и Польшу оружием. Россия отвечает, как известно, «Искандерами». К чему это, по вашему мнению, приведёт? Может ли начаться в Балтийском регионе война?

— Я в этом вопросе оптимист.  Но отвечать на ваш вопрос начну издалека. Моё глубочайшее убеждение состоит в том, что НАТО в нынешних условиях совершенно бесполезная организация.

— Вот как. Почему же?

— Помните историю? Варшавский договор возник как реакция на создание Североатлантического альянса, который в свою очередь выступил против «советской» угрозы? Но на самом деле есть один исторический факт, который многое объясняет и в нынешней ситуации. Когда первого командующего НАТО в Европе,  а кроме Европы, НАТО больше нет нигде (усмехается), спросили в 1949 году о том, зачем нужен НАТО, он с несвойственной англичанам (или, как теперь их называет Песков – англосаксам) прямотой ответил: НАТО нужен, чтобы держать США в Европе (in), СССР – вне Европы (out), а Германии не давать подниматься – down. Сегодня Советского Союза нет, а военная мощь Российской Федерации хоть и восстанавливается достаточно быстрыми темпами, но какую бы гениальность и изворотливость Рогозин не проявил, всё равно она будет несопоставима с мощью Советского Союза. И с этой точки зрения НАТО уже как бы и незачем существовать. Но он существует. Почему?

— Чтобы Германию – «даун»?

— Совершенно верно. Германию — «даун» теперь становится самой главной задачей НАТО. Германия – в определённом смысле – самая несчастная страна в мире. Семьдесят лет она находится под оккупацией США! Во время Второй мировой войны немецкий народ сделал все открытия, которые только можно было сделать. Между нами говоря, атомная бомба оттуда вышла, и ракеты, на которых мы в космос летаем. А ещё управляемые бомбы, реактивная авиация, дроны… И что мы видим сегодня? Германия стала великой экономической державой и политическим карликом. Вот мы сегодня говорим – постиндустриальная эра, информационное общество, био- нанотехнология. А где в этом списке Германия? Нет её. Американская оккупация направлена на то, чтобы «даун-даун-даун» Германию в тех сферах, где Штаты держат монополию. Посмотрите, Германия застряла в индустриальной эре. Скажите, чем Германия известна?

— Допустим, своей химией.

— Заметьте, малотоннажной химией. Но нет компьютеров, сложной электронной бытовой техники, кроме холодильников «Бош». А где «Грундик», «Телефункен», «Блаупункт»? Да, есть самолёты. Но выше, в космос, немцев не пускают. Есть автомобили. Раскручивают своего «Жука», которого выпускали ещё с 30-х годов. Похвально, конечно, немецкие машины пользуется отличным спросом, и вы в Калининграде, наверное, ездите все на немецких машинах. Но это всего лишь автомобиль. Его даже корейцы уже делают! И получается, что великая немецкая наука, которая родила мировую науку, не очень-то много даёт теперь нобелевских лауреатов, не очень-то много делает прорывных вещей даже в тех областях, где немцы традиционно были вне конкуренции. Где сегодня немецкие математики? А ведь конкурировать в экономики нынче можно только на инновационных продуктах.

Теперь я подхожу к Прибалтике. В этих условиях Германия, на мой взгляд, решила всё-таки взять реванш у Америки, став великой мировой державой за счёт лидерства в Евросоюзе.  Дело в том, что немецкие политики давно мечтают о маленькой простой вещи. А именно – чтобы Атлантический океан стал внутренним германским морем. Германия всегда считала, что Латинская Америка – их вотчина. Как США собирались вести войну против гитлеровской Германии? Бомбить немецкие авиабазы в Латинской Америке, откуда немецкие самолёты могут совершать налёты на американские города. Нацисты в Южную Америку сбегали, а тогдашний президент Аргентины раздал 10 тысяч аргентинских паспортов сбежавшим эсэсовцам. Африканское побережье также было вотчиной Германии. Подлодки Третьего Рейха постоянно в Кейптауне всплывали. Пусть Англия остаётся на своём острове, а побережье от Норвегии до Кейптауна и от Ньюфаундленда до мыса Гор – это всё внутреннее немецкое море.

Безусловно, это всё – геополитические химеры. Это не артикулируемые современным немецким политическим истеблишментом мысли. «Что вы, что вы? Нагорит от дяди Сэма».

Так вот, в последнее время получилось так, что Германия уж очень усилилась. Германия с маниакальным упорством держится за роль лидерства в ЕС. Несмотря на страшный кризис с мигрантами. Спрашивается, какой инструмент подавления Германии выберут американцы? Вернее так — что является инструментом доминирования США в Европе? Ответ вы можете прямо сейчас мне сказать. Он состоит из четырёх букв.

— НАТО.

— Да. Это единственно, что прижилось в Европе. Например, американская идеология совершенно не работает в Германии. Ну нет там проамериканских «мягких сил». Они даже жвачку не жуют! Поэтому на усилившуюся Германию нужно нажать усилением НАТО. А что такое усилившаяся Германия? Она превратила в колонии нового типа все страны Восточной и Центральной Европы, включая и прибалтийские, конечно. Ну что такое Болгария? Экономический сателлит Германии. Что такая Чехия? Это просто экономическая полянка Германии. Польша живёт хорошо только потому, что ей так разрешает Германия. Прибалтика? Не смешите меня. Когда немцы скупают у обнищавших латышей землю на Рижском взморье для постройки дач, о чём вообще разговаривать.

И вот когда в США пошли разговоры, как бы поумерить аппетиты Германии, им на счастье свалилась Украина. Что там было – это отдельный вопрос – очень сложный, щекотливый с геополитической, геостратегической и военно-политической точек зрения. Но именно тогда возникает замечательная идея в головах у американской элиты. Что-то вроде «доктрины Обамы». О том, что есть «агрессивная Россия» и, как следствие, Украина становится «проблемой НАТО». И тут же раздались голоса в Европе, мол, мы слабы, НАТО нужен второй старт, некое второе дыхание. А это — пожалуйста, ответили американцы. Так в 2014 году возникла программа европейской оборонной инициативы, которая предусматривала усиление НАТО, но не вообще, а в тех местах, которые являются полянками Германии. Но не в Испанию же они эту бригаду нацелились таскать?! Это Польша и Прибалтика. Под шумок в НАТО решили вступать шведы и финны. И вдруг Балтийский регион стал самым главным геополитическим регионом мира. После Ближнего Востока.

А чтобы всё это дело оправдать перед налогоплательщиками этих стран, была придумана «российская угроза». Взяли в Латвии, где половина русскоязычных. Объявили, что они подвержены российской пропаганде и могут сделать в Прибалтике то же самое, что в Крыму и на Донбассе. А прибалты и даже поляки перед российской пропагандой бессильны, вот поэтому – «Америка, спаси нас!» Чтобы хотя бы в психологическом плане поляки, литовцы и еже с ними чувствовали себя защищёнными. Ну нет у них армий, они карикатурны.

И в этот момент проблема перешла на новый уровень – уровень военно-стратегического планирования. На эту программу на днях Обама выделил 3,4 млрд долларов. Сумма на самом деле не очень большая. Из этих денег половина уйдёт на закупку военной техники у американских же фирм. Боевые машины пехоты «Брэдли», гаубицы и прочее. И затем эта техника будет размещена на складах, которые станут охранять местные аборигены-вольнонаёмные. Плюс склады, дороги будут строить местные. И в итоге оставшаяся половина денег уйдёт на зарплаты людей, живущих в этом обнищавшем регионе. Понятно, что Балтийский регион заинтересован в том, чтобы НАТО их таким образом защищало. А, короче говоря, давала бы деньги! Не более того. Ведь совершенно понятно, что с таким натовским вооружением, какое находится в Прибалтике и Польше, противостоять российским вооружённым силам нереально. Но эту дурочку изо дня в день крутят и всем нравится. 

— То есть весь спектакль нужен США для сдерживания Германии?

— Да, под предлогом купирования «российской угрозы» США усилить «даун» Германии. Естественно, со стороны американцев – это отнюдь не бумажные «Брэдли». И совершенно правильно, что Россия предпринимает в Калининградской области адекватные меры. Насыщает Калининград вооружением.

— Получается, на балтийском участке идёт гонка вооружений?

— Разумеется. Но эта гонка в отличие от гонки гитлеровской Германией и англосаксов не несёт, на мой взгляд, принципиального конфронтационного характера. Это ситуативное реагирование. И тянется оно потому, что – и это действительно есть и в этом деле я хочу поставить жирную точку —  это холодная война. Но холодная война между Россией и Германией.

— ?!

— Да, поскольку императивом геостратегии и геополитики США является недопущение воссоединения России и Германии, что поставило было под сомнение сохранение американской гегемонии в Европе и в мире. Америка сегодня находится в ужасном ментальном состоянии. Если она скатится на второе место, то она тут же скатится на третье, и по некоторым оценкам вообще выйдет из категории тяжеловесов. На первое же место может выйти Объединённая Европа, читай: возрождённая Германия. Китай – на втором месте. А американская элита не выживет, она будет просто сметена.

— Этим летом в Варшаве как раз намечен саммит НАТО. Чего Вы ждёте от этого форума?

— Давайте так: есть НАТО, а есть саммит НАТО. Последнее – это изощрённая пропагандистская пытка всех журналистов и аналитиков (смеётся), которые с умным видом должны давать комментарии того, чего они там наговорят. В Варшаве на саммите НАТО будет, безусловно, по полной программе сказано об агрессивности России, о том, что её растущая мощь представляет угрозу для НАТО. Но они не скажут своему населению, что Россия записала НАТО в свои главные военные противники. Это опасно, потому что тогда все обыватели натовских стран будут говорить – это что, теперь на нас все русские бомбы посыпятся?

Безусловно, в обслуживающей НАТО прессе, а вся европейская пресса обслуживает НАТО, напишут, что наступают тяжёлые времена, что НАТО будет гарантом безопасности в Европе. Уже не станут говорить о глобальной роли НАТО в мире, а больше сузятся к тому, что НАТО — европейский часовой. После того, что сделали с Германией в последнее время, она это проглотит. Но постепенно, методично германская политическая машина, питаемая всё-таки живыми соками молодой имперской нации, перемелет и эту ситуацию. А вот здесь загадывать очень рано..

— Туману напускаете, Игорь Александрович…

— Дело в том, что Германия сможет осуществить вековую мечту многих российских патриотов и образует союз с Россией. Тогда мало нам не покажется со всех сторон. Взгляните, например, на нового президента Польши Дуду. Он совершенно устраивает США. Знаете почему?

— Почему?

— Потому что Дуда начал говорить с националистических позиций, но он повторяет лишь то, что говорил лорд Керзон – это всё идёт со времён Версальского мира. Если раньше Польша выступала трубадуром ЕС, то теперь она позиционирует себя как «самодостаточная страна», «великая европейская держава» и требует создания «Междуморья» – от Балтийского до Чёрного. Но это ли не есть голубая мечта американцев? Создать санитарный кордон между Россией и Германией. Я думаю, что эта деятельность Дуды будет поощряться. 

Возвращаясь к союзу Германии и России. Англосаксы не простили нам две вещи после Первой мировой войны. Первое – это польский поход Красной армии, который большевики в Кремле называли – «пощупать красноармейским штыком Европу». Помните марш Будённого:

Высо́ко в небе ясном вьётся алый стяг,

Мы мчимся на конях, туда, где виден враг.

И в битве упоительной

Лавиною стремительной —

Даёшь Варшаву, дай Берлин —

И врезались мы в Крым!

Страшные слова для американских политиков. Чувствуете некую преемственность этого дела? И «Чуда на Висле», на мой взгляд, никакого не было. Был ультиматум со стороны Антанты – не уйдёте из Польши, то получите интервенцию в чистом виде!

Второе – пакт Молотова-Риббентропа, из-за которого нас до сих пор полностью склоняют. Потому что опять намечался союз России с Германией.

— При таком раскладе Калининград входит в планы США?

— При любых раскладах Калининградская область является важнейшим стратегическим объектом на балтийском фланге НАТО. Одновременно Калининградская область является важнейшим объектом всей военной инфраструктуры Российской Федерации. Я скажу крамольную мысль — никогда не удастся превратить Калининградскую область в регион мира.

— В туристическую жемчужину?

— Никогда! Даже теоретически не получается. Это всегда будет крепостью России. Никаким не форпостом, то есть частью какого-то полевого укрепления, вынесенной  наружу. А именно крепостью собственно России. В 90-е годы, когда у России был один проект, в Калининграде можно было ходить с лозунгом о создании Балтийской республики. Сегодня этот номер не пройдёт и не потому, что так усилилась вертикаль власть в Калининграде. Времена изменились. Без Калининградской области очень трудно, а я считаю, что практически невозможно, реализовать стратегические планы по возрождению Великой России.

Беседовал Андрей Выползов