Настоятель Римско-католического храма г. Кемерово Анджей Легеч. Фото: Sib-catholic.ru.

Российских поляков на Кузбассе Варшава использует как сырьё для политпровокаций

Журналистское расследование "НьюсБалт"

В начале 2016 года на заседании Совета национального развития Польши президент Анджей Дуда заявил, что «историческая политика должна быть элементом нашей позиции на международной арене». «Она обязательно должна быть наступательной», — уточнил глава Польши. 

Дуда не сказал ничего нового. Варшава и так всегда действует в подобном стиле. Наступательная «историческая политика» — это бесконечные претензии к тем, кого Варшава считает главным виновником своих исторических неудач (не себя же обвинять, в конце концов!), ковыряние в исторических обидах и ранах. Это — политический мазохизм, когда страждущий упивается собственными страданиями, и делает всё, чтобы страдать ещё больше, привлекая внимание окружающих, и повышая таким сомнительным путём собственную значимость.  «Историческая политика» давно превратилась в визитную карточку польской дипломатии.

В соответствии с поручением президента Дуды польский МИД выстраивает работу с польской диаспорой в России. В качестве примера обрисуем ситуацию на Кузбассе. 

С 2013 года в г. Кемерово функционирует местная национально-культурная автономия поляков «Аполония». Её руководитель — майор запаса ВС Украины Иван Сердюк (проходил службу на Западной Украине, преподавал в военном учебном заведении г. Киева, в Сибирь вернулся лет пять назад).  В 1938 году органами НКВД  два прадеда Сердюка были осуждены и приговорены к высшей мере за сотрудничество с польской разведкой. Справедливо ли, не берёмся судить, но факты говорят о том, что сотрудничество с Польшей – неотъемлемая часть биографии самого  Сердюка.

Инициатива создания «Аполонии» принадлежит гражданину Польши, настоятелю Римско-католического храма г. Кемерово Анджею Легечу. Задача Легеча – привлекать прихожан к изучению польского языка, культуры и истории (в стиле «исторической политики», конечно же), чем ксендз Анджей и занимается с осени 2012 года. 

В мае 2013 г., когда труды ксёндза Легеча принесли первые плоды и была создана «массовка» того, что в будущем превратится в «Аполонию», Кемеровскую область посетил генконсул Республики Польши в г. Иркутске Марек Зелиньски. От Легеча он получил списки жителей г. Кемерово, которые уже обработаны в духе польской пропаганды и готовы принять участие в работе полонийной организации. С наиболее перспективными лицами из числа молодежи, студентов и сотрудников СМИ, находящихся в данных списках, пан Зелиньски провел соответствующие беседы, а в целях мотивации к сотрудничеству вручал им «карты поляка» (предоставляет её владельцу значительные льготы на территории Польши и стран ЕС — учёба, работа, проезд, и т.д.). 

Под расписку Зелиньски передал «карты поляка» Сердюку и членам его семьи. Взбодрённый такой наградой, пан Сердюк, с одобрения пана Зелиньского, приступил к регистрации полонийной организации «Аполония» в Управлении Министерства юстиции России по Кемеровской области. С подачи ксёндза Анджея неофициальным местом для сборов членов «Аполонии» стал католический костёл, где по плазменному телевизору, подаренному польскими дипломатами, кузбассовцам регулярно демонстрируют фильм «Польская Сибириада» о благородных поляках и жестоком Советском Союзе.

Свою деятельность «Аполония» рекламирует в печатных изданиях ООО «Пресса Сибири» (принадлежат Сердюку). На сайте «Аполонии» размещаются материалы, поставляемые из польского диппредставительства. Их анализ  позволяет полагать о наличии попыток польской стороны привлечь молодое поколение россиян к пересмотру истории в духе той самой «исторической политики». Координатором здесь снова выступает ксёндз Легеч. Он получает инструкции от польских дипломатов Марека Зелиньского и Иоанны Шелиги, передаёт их Сердюку.

Первым заданием для Сердюка было установить доверительные отношения с кузбасскими телеканалами для показа тенденциозно подобранных художественных и документальных материалов о противоправных действиях руководства СССР по отношению к полякам. О враждебной политике Польши в отношении СССР и о надеждах довоенного польского руководства договориться с Третьим Рейхом о нападении на СССР в этих фильмах — ни слова.

Далее Сердюк и Легеч планировали организовать телерепортаж об открытии в г. Новосибирске Центра польской культуры, а также съемки многосерийного документального фильма о Польше. Для этих целей через Генконсульство Польши в г. Иркутске МИД Польши выделило  соответствующие денежные средства для финансирования поездки группы кузбасских журналистов в Польшу. Предполагалось максимально накачать кузбасских гостей пропагандой в духе «исторической памяти», чтобы потом этот идеологический вирус они принялись распространять уже по России.

Руководство «Аполонии» не оставляет попыток задействовать СМИ в интересах Польши. Планировался цикл передач в виде т.н. «журналистских расследований» о расстрелах поляков в районе г. Тайга Кемеровской области, изучение мест их захоронений. Отмечены попытки руководства «Аполонии» наладить контакты с сотрудниками органов местной власти, чтобы затем втёмную их использовать в интересах польского дела.

С подачи ксендза Легеча Иван Сердюк старается проникнуть в кемеровские вузы. Он уже успел договориться  о сотрудничестве с Кемеровском государственным университетом культуры и искусств: на базе КемГУКИ планируется открытие Центра польской культуры, а это откроет большие возможности для промывки мозгов российским студентам.  

Выделение денежных средств генконсульством Польши в Иркутске на деятельность «Аполонии» осуществляется без проведения их по счетам некоммерческой организации. После внесения поправок в Федеральный закон «Об общественных объединениях», дабы не попасть под категорию «иностранного агента», финансирование «Аполонии» осуществляется «натурой» (поставка оргтехники, поездки детей членов «Аполонии» в Польшу на языковые стажировки).  Персонально для Сердюка организовано поступление его дочери в польский вуз.

Так, Сердюк под благовидным предлогом получил у представителя ассоциации «Военные мемориалы» г. Кемерово картографические и справочные материалы о местах захоронений поляков в Кемеровской области. Копии он тут же отправил польское генконслуьство  в Иркутске. Через короткий промежуток времени в Кемерово прибыл представитель Института национальной памяти (ИНП), член Комиссии по расследованию преступлений против польского народа Кшиштов Качмарски.

Надо понимать, что ИНП – это политическая инквизиция. Она карает всех, кто посмеет усомниться в правильности выбранного Польшей курса на вражду с Россией. ИНП – инструмент подавления инакомыслия, пресс, давящий на любого независимого деятеля. Преподаватели, бывшие и действующие политики, общественные активисты, заподозренные инквизиторами из ИНП в «недостаточно восторженном образе мыслей», запросто могут подвергнуться люстрации (в структуре ИНП есть Люстрационное бюро), лишиться работы, а то и попасть под суд.

В здании костёла пан Качмарски провел встречи с Сердюком, Легечем и членами «Аполонии» и выразил заинтересованность в получении информации о «коварствах» НКВД по отношению к полякам. В дальнейшем вся эта информация наверняка будет использована для разжигания антироссийской истерии на международной арене. Воодушевившись посещением столь значимой фигуры, пан Сердюк бросился добывать копии уголовных дел на расстрелянных поляков. Преуспел ли он в этом, неизвестно.

Присмотримся теперь пристальней к ксёндзу Анджею Легечу. Он осуществляет деятельность, не соответствующую официально заявленной — миссионерской. В 2015 г. католический костёл г. Кемерова в течение трёх дней фактически выполнял функции дипломатического представительства Польши, где польские дипломаты за закрытыми дверями проводили индивидуальные собеседования с соискателями «карты поляка».

Свои богослужения и беседы с верующими Легеч легко превращает в критику политики России. Для него  Крым — это Украина (мнение крымчан Легеча не интересует), Россия достойна самых жестких санкций, и т.д. Учитывая традиционно высокий авторитет руководителя религиозной организации среди верующих, особенно представителей старшего поколения, своими действиями Легеч пытается дискредитировать в глазах российского населения органы власти, чем содействует оппозиции, заискивающе смотрящей в сторону Запада. К слову, в Польше существование пророссийской оппозиции невозможно. Она тут же будет раздавлена ИНП и спецслужбами.

В одиночку вести идеологическое наступление Легеч не собирается. Он обзаводится связями с руководителями религиозных и национальных  организаций Кузбасса, дабы расширить возможности влияния на процессы, происходящие в их коллективах, состоящих из различных слоев населения.

Таким образом, получается, что представители польского дипломатического корпуса используют священнослужителей Римско-католической церкви для реализации внешнеполитических установок Запада, направленных против безопасности Российской Федерации, в том числе по формированию «пятой колонны» посредством использования религиозного фактора.

А ведь в истории польско-российских отношений были и светлые страницы. Мы знаем предостаточно исторических событий, которые могли бы послужить примером польско-российского единения: православный архимандрит-поляк Ипполит Терлецкий, герой Кавказской войны ген. Феликс Круковский, генералы-поляки в Генштабе российской армии в Первую мировую Пётр Кондзеровский, Анатолий Келчевский, Казимир Кетлинский и др.,  знаменитый классик Николай Гоголь (да-да, он был польского происхождения), «сталинский сокол» Сигизмунд Леваневский, гений русской космонавтики Константин Циолковский и мн. др.

Однако Россия в польской политической мифологии представлена как квинтэссенция всего злого и нехорошего, что пришлось испытать полякам за всю историю. Связано это с тем психологическим надломом, которое польское патриотическое сознание испытало от катастрофического сужения сферы влияния Речи Посполитой в пользу России. Идеология польской государственности – это идеология восточного бастиона католической Европы, защищающего её от диких «схизматиков» (православных). Данная мифология не была лишена высокомерного взгляда на русских, как на народ, более низкий в цивилизационном отношении. Польше, светочу католической веры, самим Богом дана миссия просвещения этих дикарей и искоренения «православной ереси».  

И вот «светоч католической веры» с претензиями на цивилизаторскую миссию рассыпается на куски, а «диким схизматикам» удаётся выстроить огромное влиятельное государство от Балтики до Тихого океана. Польско-католическая империя или то, что от неё оставалось, окончательно потерялось в тени этого государства. Чаша геополитических весов непрерывно клонилась в пользу России, начиная с XVIII в., и Польше ничего не оставалось на протяжении последних триста лет, как мучительно осознавать, что она переоценила свои «цивилизаторские» силы: «русские дикари» оказались способны самостоятельно выстроить свою цивилизацию на просторах Евразии. Есть от чего сойти с ума!

С тех пор польский цивилизаторский мессианизм измельчал. Его главной целью стало вредительство России, всегда и везде. Для этого и понадобилась Варшаве «наступательная «историческая политика», потому как острие этой политик направлено на восток.

Поэтому официальная Варшава думает о ненависти, а не дружбе, и соответствующе выстраивает свою диаспоральную политику в России. Прав был французский философ Жак Маритен, когда упрекнул своих польских коллег в том, что за их разговорами о Польше, как Христе народов, кроется ненависть и высокомерие к ближайшим соседям. И первыми жертвами этой ненависти падут российские поляки, которых Варшава использует как сырьё для политических провокаций.