Немецкий политолог Кристиан Випперфюрт. Фото: Tagesschau.de.

«Стоит подумать о подключении Калининграда к энергосистеме Европы»

Немецкий политолог Кристиан Випперфюрт высказался на тему – возможна ли энергоизоляция Калининградской области?

Немецкий эксперт в сфере внешней энергетической политики России Кристиан Випперфюрт высказался на тему – возможна ли энергоизоляция Калининградской области?

Достаточно беглого взгляда на географическое положение и историю региона, чтобы понять: Калининградская область, как российский эксклав, обладает специфическими возможностями, а также стоит перед специфическими вызовами. Обращаясь к политической составляющей вопроса, мы на первое место поставим вопросы энергетики.

Ведущие немецкие политики постоянно высказываются в поддержку идеи создания «общеевропейского экономического пространства от Лиссабона до Владивостока». Оо том же многократно говорил российский президент Владимир Путина. Канцлер Ангела Меркель последний раз затрагивала эту тему в начале июня 2016 г. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и вице-канцлер Зигмар Габриель стараются этот проект конкретизировать.

И в таком случае положение Калининграда – это не положение изолированного региона, а нахождение внутри большого экономического пространства, что может положительно сказаться на развитии региона. Упорядоченная идея общеевропейского экономического пространства, к которому принадлежит также Украина, способствовала бы оздоровлению экономической и политической ситуации в стране. По этой причине Германия всё время инициирует дискуссии на тему создания такого пространства.

Берлин ясно даёт понять, что расположен к сотрудничеству с Москвой, пусть даже не как с соседом, но даже как с оппонентом. Это очень важный политический жест со стороны Германии.
Германия посылает сигналы о готовности к сотрудничеству в разных сферах (например, вокруг сирийской проблемы или Совета Россия-НАТО), и эти сигналы встречают неодобрение некоторых партнёров Берлина по ЕС и НАТО. В ЕС и НАТО наблюдается явное расхождение во мнениях: политика в отношении России должна основываться на духе партнёрства или принципах изоляции?

Шансы на то, чтобы вывести общеевропейскую кооперацию по ключевым вопросам на качественно новый уровень развития в обозримом будущем остаются, к сожалению, мизерными. За прошедшие два с половиной года доверие между Германией и Россией было подорвано. Ключевыми словами здесь остаются «Украина», «Крым» и «санкции».

В Берлине уже не уделяют столько внимания совместным российско-германским проектам, как раньше. Но Германия старается сохранить за собой возможность не позволить этим проектам кануть в забвение. Такой же позиции придерживаются Франция, Италия и другие страны. Калининград особенно страдает от атмосферы растущего напряжения на европейском континенте и сопутствующих ограничительных мер, и приостановка действия режима малого приграничного движения с Польшей это показала.

Сейчас обратим внимание на перспективах развития энергетического сектора и транзита газа. В 1993 г. Россия и Польша договорились о строительстве газопровода «Ямал» в обход Украины (подпись под договором поставили оба тогдашних президента). Москва и Варшава сомневались в способности Украины оставаться надёжным транзитёром газа. После запуска газопровода в 2001 г. Калининградская область получает газ через Литву.

Прибалтийские государства до этого времени получали российский газ по ценам ниже, чем для Западной Европы. В 2008 году Прибалтика платила за 1 тыс. куб. м. газа в среднем $280, в то время как страны ЕС платили по $500.

С 2005 г. Россия стремится уравнять цены для постсоветских республик с ценами европейскими, что привело к многочисленным конфликтам. Литва заявила, что это может вызвать проблемы с транзитом газа в Калининград. Белоруссия использовала и использует своё положение как незаменимого транзитёра газа для Калининграда, за что получает от России миллиардные концессии.

Страны-транзитёры нередко пользуются своим положением поставщиков энергоресурсов. Россия это тоже понимает. «Газпром» рассчитывался с экспортёрами газа из Средней Азии по низким ценам вплоть до 2008 г., пока Россия обладала монополией на транзит газа. Среднеазиатские поставщики получали умеренное вознаграждение до тех пор, пока не обозначились другие направления экспорта, например, Китай.
Импортёры газа, как и его экспортёры, работают над тем, чтобы диверсифицировать маршруты доставки газа, дабы обеспечить себе возможности для независимой торговли. В 2005-2006 гг. возникла идея привязать Калининград к газопроводу «Северный поток», который начали прокладывать по дну Балтийского моря. Это сделало бы Калининградскую область независимой от других стран-транзитёров. Но эти планы не осуществились, и теоретически Россию можно теперь шантажировать угрозой прекращения транзита газа в Калининград.

Реальность такого сценария мала, зато недоверие – большое, в т.ч., со стороны прибалтийских стран в отношении своего могучего соседа. России необходимо предпринять конкретные меры, чтобы диверсифицировать маршруты поставок газа для Калининграда.

Перейдём теперь к вопросу обеспечения электричеством. В Европе имеются несколько энергетических систем. Две самые большие – это те, которые связывают воедино страны Западной Европы и бывшего СССР, как то Россию, Литву, Латвию, Эстонию, Белоруссию, Украину. Россия, несомненно, способна поставлять электроэнергию тем, у кого наблюдается её нехватка. С начала 2014 г. значительно вырос экспорт российского электричества на Украину, вопреки политической напряжённости между двумя странами.

Прибалтийские республики решили в 2009 г. отключиться от российской системы и подключиться к западной. Это привело к высоким затратам, хотя изначально прибалты хотели только отграничиться от российской системы. В последующие годы в эксплуатацию были введены системы, связывающие Прибалтику с Финляндией и Польшей. Еврокомиссия старалась связать воедино электрические системы всех стран, расположенных в Балтийском регионе, кроме России.

По техническим причинам электрические системы Западной Европы и бывшего СССР не могут соединяться напрямую. Их взаимодействие возможно лишь в ограниченной степени. Необходимо предпринять следующие шаги:

1. Стоит подумать о подключении Калининграда к электрификационной сети Западной Европы.

Этого до сих пор не произошло исключительно по политическим мотивам. Тогда Калининград сможет сам обеспечить покрытие своих потребностей в электричестве. Для этого потребуются немалые инвестиционные затраты, но технически это не представляет проблемы. Так, Исландия и Кипр, где населения ещё меньше, способны обеспечить безопасность собственных электрификационных сетей.

2. Россия должна инвестировать 2,5 млрд. евро, чтобы разделить российскую и прибалтийскую электрификационные системы.

В советское время через территорию Прибалтики были запущены многие ЛЭП, по которым ток поставлялся для российского потребителя. В таком случае, желательно создать общеевропейское не только экономическое, но и энергетическое пространство «от Лиссабона до Владивостока» на принципах взаимозависимости. В последнее время наблюдаются совсем другие тенденции. Шаги для преодоления этих тенденций необходимо предпринимать уже сейчас, не откладывая всё в долгий ящик.

Об авторе. Кристиан Випперфюрт – немецкий политолог и публицист. Образование — Боннский университет, где изучал историю, политологию и философию. Проживает в Берлине. С 2001 по 2004 год работал в Санкт-Петербургском университете в качестве ассистента профессора на факультете международных отношений. Автор книги «Внешняя политика России». 

Материал подготовлен при поддержке новостного портала Калининградской области Klops.ru.

***

От редакции «НьюсБалт». Предложение уважаемого немецкого эксперта электрифицировать Калининградскую область через Европу не ново. В середине нулевых главой РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом было инициировано внушительное исследование на тему вхождения калининградской энергосистемы в европейскую вместе с энергосистемами прибалтийских стран на условиях присоединяющей стороны. Этот вопрос, прежде всего, с технической точки зрения, прорабатывали более 50 экспертов из России и Германии и вынесли вердикт — да, такое слияние возможно. Однако, как уточнил ИА REGNUM заслуженный работник Минтопэнерго России Юрий Злобин, «в таком случае калининградская энергосистема теряет свой самостоятельный статус и переходит под оперативное диспетчерское управление из Берлина».

«В данном случае это вопрос национальной безопасности и сохранения геополитических интересов России в регионе Балтийского моря, — продолжил Злобин. — Даже если бы мы с Евросоюзом жили в обнимку, этого делать ни в коем случае нельзя. Калининград стал бы инструментом энергетического подчинения и всегда возможного шантажа всей России».