Если кто-то покажет на меня пальцем и скажет — вот он отрицает оккупацию Литвы Советским Союзом, — не верьте ему. Я никоим образом не отрицаю эту – «СОВЕТСКУЮ ОККУПАЦИЮ ЛИТВЫ».
Правда, читая законы нынешней Литовской республики (ЛР), ловлю себя на мысли о небрежности авторов этих юридических актов. Они резко умалили их юридическое действие из-за неточностей и неопределённостей формулировок, а также принципиальных определений. Вот читаю, документ Сейма ЛР от 13 июня 2000 г. № VIII-1727: «…признавая практику возмещения ущерба государствам и гражданам, нанесённого во время Второй Мировой войны оккупацией Германией других государств», — который опирается, кроме прочего, на межгосударственный договор между Литовской Республикой и Российской Федерацией от 29 июля 1991 г. Но в то время Российская Федерация и Литовская Республика ещё не были субъектами международных правовых отношений. Другие литовские юридические акты, принятые до осени 1992 г., своеобразно обосновывают претензии ЛИТВЫ на «возмещение за оккупацию и ущерб, нанесённый вооружёнными силами и репрессивными структурами СССР в период с 1940 по 1991 г. и до 1993 г.» (последняя дата — вывод войск Российской Федерации с литовской территории Литвы).
Слово ЛИТВА выделено мною, поскольку оно, и только оно, фигурирует во всех правовых актах названного периода, является единственным определением некоего, как следует из контекста тех правовых актов, государственного юридического субъекта «Литва». На территории Центральной Европы, где издревле проживали славянские племена, в процессе формирования национальных государств во второй половине 19 века и до настоящего времени, ГОСУДАРСТВО «ЛИТВА» НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО и поэтому никогда не могло быть стороной межгосударственных договорных отношений и реципиентом договорных обязательств на их основе.
После Первой Мировой войны в июне 1920 году было образовано и признано РСФСР, 12 июля того же года, а затем другими странами, в основном в 1923 г., государство Литовская Демократическая Республика, по майской конституции 1938 г. – Литовская Республика. Затем решением литовского Народного сейма 21 июля 1940 г. была образована Литовская Советская Социалистическая Республика, которая вскоре, по письменной просьбе депутатов этого же Народного Сейма была принята 3 августа 1940 г. Верховным Советом СССР на правах союзного государства в состав СССР, сохраняя при этом свою Конституцию и законодательство. Во время оккупации Германией территории Литовской ССР (22.06.1941- 08.1944 г.), с немецких карт было полностью стёрто какое-либо название государства литовцев и никаких литовских государственных образований в то время не существовало.
Освободив оккупированную немцами территорию Литовской ССР и разгромив на территории Восточной Пруссии вначале 1945 г. немецкие войска, Мемельланд — составную часть Восточной Пруссии, как Клайпедский край, высшее руководство СССР по просьбе руководства Литовской ССР, передало под администрирование Советской Литве. Отметим, до этого 22 марта 1939 г. Литовская Республика подписала с Германским рейхом договор об отказе от Мемельланда (Клайпедского края) в пользу Германии.
Аналогично, в результате победы над фашистскими оккупантами, в Литовскую ССР вернулись территории Виленского края, прежде оккупированные осенью 1920 года польскими войсками маршала Ю.Пилсудского, от которых в марте 1938 г. Литовская Демократическая Республика отказалось «на вечные времена», подписав соответствующий договор с польским государством. Правда, освободив аннексированную Польской Республикой 20 февраля 1922 г., раннее оккупированные польскими легионами территорий Литовской Демократической Республики, СССР 10 октября 1939 г. передал Вильнюс и Виленский край по договору Литовской Республике. Более того, после Великой Отечественной войны, Литовской ССР были возвращены некоторые западные территории Белорусской ССР, переданные этому государству в октябре 1940 г. в ознаменование вступления Советской Литвы в состав СССР. В результате такой «СОВЕТСКОЙ ОККУПАЦИИ» (исходя из определения в нынешних документах литовского Сейма), территория Литовской ССР увеличилась почти на одну треть.
Само понятие «оккупация» является важным элементом международного права, определяющим юридический статус захваченной в результате межгосударственных военных действий территории чужого государства и проживающего на них мирных людей, с целью обеспечения их безопасности при администрировании, до момента заключения мирного договора и окончательно разрешения правового государственного статуса этих территорий и тамошнего населения. Понятие военная и послевоенная оккупация было введено на IV Гаагской конференции послов 18 октября 1907 г. и дополнено поясняющими протоколами к этому документу в 1949 и 1977 гг. Иного юридического определения данного термина «оккупация» в международном праве нет.
Отсюда возникает закономерный вопрос — когда осенью 1939 г., летом 1940, с 1945 по 1991 гг. СССР находился в состоянии войны, соответственно, с Литовской Республикой или Литовской ССР? Ответ очевидный – никогда и никак!
Более того, после освобождения от немецких оккупантов, территории союзного государства Литовская ССР, была признана в составе границ СССР государствами членами ООН. Даже дипломаты США, посещали летом 1977 г. Министерство иностранных дели Литовской ССР (об этом сообщала газета «Тиеса», публикуя соответствующие фотоснимки). В Советской Литве началось бурное индустриальное и сельскохозяйственное строительство, развивалось национальное просвещение и системы высшего образования, культура, искусство, наука, медицина и спорт. Из общесоюзных средств осуществлялось инвестирование в экономику Литовской ССР, которое, как недавно подчеркнул посол Российской Федерации в Литовской Республике А.И.Удальцов, составило эквивалент 72 млрд. долларов США.
Однако, в нынешние времена начала ХХI века, в эпоху постмодерна, когда диктатура либерализма насильственно ломает все устоявшиеся, религиозные, нравственные и законодательные нормы межчеловеческих, социальных и межгосударственных отношений, происходят чудеса. Всех здравомыслящих людей, способных, опираясь на логику фактов, делать правильные логические утверждения и не искажённые выводы на основе имеющейся эмпирики и здравого смысла, заставляют говорить, что чёрное – это белое, и — наоборот. И вот уже премьер Литовской Республики С.Сквернялис, а за ним член его кабинета, министр иностранных дел Л.Линкявичюс с восклицанием: «Это абсурдное заявление», — спешат отреагировать на заявление российского посла относительно долга нынешнего литовского государства по отношению к Российской Федерации, правопреемнице СССР.
«Это позор. Если бы не было оккупации Советским Союзом всех стран Балтии, в том числе и Литвы (какой? Литовской Республики? Литовской ССР?. — Прим.авт.), сегодня мы были бы совсем другим государством, не говорили бы о проблемах, связанных с социальным разрывом (что это? — Прим.авт.), экономических проблемах (26 лет назад в Литовской ССР таковых не было. — Прим.авт.), разнице в уровне жизни Балтийских страна (в Прибалтийский республиках уровень жизни людей был самым высоким в СССР — при полной социальной защищённости и отсутствии безработицы. — Прим.авт.). Нельзя оценить то, сколько мы потеряли людей, жизней в период ссылок, преследований, партизанской войны. Такие заявления некорректны и неприемлемы», — заявил нынешний премьер С.Сквернялис.
И он прав, на предмет гибели людей на территории Литовской ССР в период её оккупации – более 200 тыс. евреев было зверски уничтожено литовскими националистами «белоповязочниками» в первые месяцы войны СССР с Германией в 1941 г.- об этом свидетельствует страшная книга Р.Ванагайте «Наши», вышедшая в свет в прошлом году. Освобождая территорию Советской Литвы от немецких полчищ и их приспешников, погибли 100 тыс. красноармейцев, в том числе воины 16-й Литовской дивизии. «Погибшим за Родину. Их могилы знает только Бог», — написано на недавно открытом памятнике на воинском военном мемориале в Вильнюсе, расположенном на Антоколе. Около 30 тысяч литовцев, граждан Литовской ССР всех возрастов, поддерживавших Советскую власть, погибли от рук, нынче официальной литовской пропагандой так называемых лесных братьев в горниле классовой послевоенной войны, инспирированной Лондоном и Вашингтоном в преддверии готовящегося атомного нападения на СССР стран НАТО тогда, в 1949-50 гг. Об этом свидетельствует 600-страничное документальное издание «КНИГА ПАМЯТИ жертв террора партизан», 2011 г. издания.
Прав премьер С.Скверняолис, напоминая о ссыльных. Как бывший главный полицейский страны, он не может не понимать, почему те, кто готовились ударить в спину воинам красноармейцам с началом агрессии немецких войск 22 июня 1941 г., в том числе на территорию Литовской ССР, за неделю до этого, 14 июня 1941 г. были нейтрализованы и вывезены вглубь страны. Затем, после войны, вывезли ещё более 30 тыс. тех, кто, по сведению соседей, всячески помогал литовским партизанам. Все они, в основном выжили, в отличие от многих тех, кто остался на оккупированной немцами территории Литовской ССР. Уже в 60-е годы эти ссыльные начали возвращаться в родную Литву. Население Литовской ССР в 1990 году составляло 3,7 млн. человек, против 2,5 млн. накануне Второй Мировой войны на территории Литовской Республики, меньшей на одну треть от нынешней.
Такой была «СОВЕТСКАЯ ОККУПАЦИЯ», окончившаяся признанием нынешней Литовской Республики в приобретённых от СССР границах Литовской ССР, столь ненавистной нынешними литовскими властями. Вышеизложенные специфические факты исторических событий, наполняют понимание термина «СОВЕТСКАЯ ОККУПАЦИЯ» (с 1940 г. до сентября 1991 г.) теми смыслами, которые внутренние законы Литовской Республики кодифицировали и которые власти Литовской Республики пытаются привнести в международное право, принципиально переиначивая прежний юридический смысл определения военно-политического явления «оккупация».
О, времена! О, нравы! – так и хочется вскрикнуть вслед за Цицероном, наблюдая такой, постмодернистский подход к международному праву.
Любая оккупация оканчивается мирным договором между воевавшими сторонами, со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, вплоть до заключения нового договора о конфигурации межгосударственных границах…
Увы, сейчас, на территории Литовской Республики осталось около 2,5 млн. граждан. Остальные в поисках лучшей доли массово бегут из страны во все стороны света, тем самым, кстати, разряжая огромные социальные напряжения в нищающем и стареющем обществе литовского государства.
…И неукоснимо приближается 2020 г., когда окончатся субсидии Евросоюза, выделяемые ЛР на переходный период подстройки к западноевропейской экономике. А промышленности и товаров ею вырабатываемой нет, и не может быть, как не может быть инвестиций на территорию, определённой натовскими военными стратегами, как «территорию первого удара войны с Россией»…
Знамением критической ситуации состояния дел в нынешней Литовской Республике, где правит диктатура всё дозволяющего либерализма, с его попытками отрицать даже законы природы, стала Замковая гора Гедимина в центре Вильнюса. На её вершине сохранились развалины древнего замка Великих литовских князей (кстати, говоривших и писавших на старорусском языке кириллицей, и не знавших ни слова по-литовски). После того, как два года назад её «облысили», спилив ради эстетики вековые деревья на её склонах, своими корнями многие века удерживавших земляные откосы, она начала сыпаться оползнями.
Это ли не символ происходящего здесь!