Глава МИД Польши Витольд Ващиковски. Фото: Gazeta.pl.

«Глава МИД Польши солгал дважды о памятниках советским воинам»

Мнение главного редактора "НьюсБалт"

Глава МИД Польши Витольд Ващиковски лжёт. Впервые дав интервью российскому СМИ (это был «Коммерсант», который опубликовал беседу с министром сегодня, 7 августа), Ващиковски солгал, минимум, дважды. Речь идёт об его комментариях по поводу сноса памятников советским воинам, которые спасли Польшу от фашистского порабощения.

Ложь первая. Министр иностранных дел Польши заявил: «…местные власти могут разрушить знаки советского доминирования: красные звёзды, серп и молот — вот что-то подобное».

Давайте разбираться. Редакции «НьюсБалта» известно, что не так давно польские антифашисты во главе с командиром «Курска» Ежи Тыцом заказали правовую экспертизу по поводу пятиконечной красной звезды. Вывод экспертов авторитетной польской юридической компании Grupa Sienna однозначно указывает на то, что, согласно польскому законодательству, красная звезда не является символом коммунизма.

Кроме того, в польском законе о запрете пропаганды коммунизма, подписанным президентом Анджеем Дудой, нет ни слова о красной звезде. В ст. 5а п. 1 говорится, что «памятники не должны увековечивать людей, организации, события, даты, символизирующие коммунизм или любой другой тоталитарный строй и никаким другим способом такой строй не пропагандировать». А в пункте 2 разъясняется, что «к памятникам также относятся курганы, обелиски, колонны, скульптуры, статуи, бюсты, мемориальные камни, плиты и памятные таблички, надписи и знаки». Понятно, что слово «знаки» ретивые крушители своей же истории могут интерпретировать по-своему, но факт остаётся фактом: о красной звезде, да и о серпе с молотом в законе — ни строчки.

Но Ващиковски уже всё решил за поляков. Он дал ясный сигнал муниципальным властям, ответственным по закону за демонтаж памятников, — крушите монументы с красными звёздами и не ошибётесь.

Ложь вторая. Министр сказал: «Если это памятники на кладбище — то они под защитой. Если нет — то почему мы должны их ценить?»

Откроем российско-польское соглашение, подписанное 22 апреля 1997 года генеральным секретарем Совета охраны памяти борьбы и мученичества Республики Польша Анджеем Пшевозником и начальником историко-мемориального отдела при Посольстве России в Польше Валерием Маковским.

Там чёрным по белому написано: «Настоящее Соглашение регулирует сотрудничество Сторон в решении всех вопросов, связанных с установлением, регистрацией, обустройством, сохранением и должным содержанием мест памяти и захоронений  (здесь и далее выделено мной) — российских — в Республике Польша и польских — в Российской Федерации — военнослужащих и гражданских лиц, погибших, убитых и замученных в результате войн и репрессий, далее именуемых местами памяти и захоронениями».

То есть документ чётко проговаривает два вида материальной памяти как российского народа в Польше, так и польского народа в России. И на первом месте стоят «места памяти», т.е. те самые перечисленные в законе о декоммунизации «курганы, обелиски, колонны, скульптуры, статуи, бюсты, мемориальные камни, плиты и памятные таблички», увековечивающие подвиг советского солдата на территориях, в том числе и преступного Третьего рейха, ставшими затем – по настоянию генералиссимуса Иосифа Сталина – польской землёй.

На мой взгляд, заявляя – «почему мы должны их ценить» — глава МИД Польши тем самым являет собой яркий пример недоговороспособности, что есть тяжкий грех во внешнеполитической деятельности. Это что-то уже из разряда героя кинокомедии «Джентльмены удачи»: «Тут помню, тут не помню».

И последнее. В интервью Ващиковского есть ещё одна полуправда. Заявляя, что «мы не разрушаем памятники на захоронениях», министр, наверное, имеет ввиду своих сотрудников. Дело в том, что памятники и надгробные плиты советским воинам на польских кладбищах периодически подвергаются актам вандализма.

Самый последний пример – обелиск на коммунальном кладбище в Дзялдово, который за два прошедших года оскверняли четырежды! При полном игнорировании полицией и властями. Более того, мемориалы на военных кладбищах давно пришли в плачевный вид, а реконструкция, да просто элементарная чистка от грязи – дело рук польских властей, опять же согласно договору от 1997 года.

Опять «тут помню, тут не помню», пан Ващиковски?

Андрей Выползов