События в Литве, произошедшие 13-го января 1991 года, до сих пор вызывают споры. Так бывает – что детали исторических тайн появляются постепенно, и лишь через 20-50 лет становится ясным то, что сначала было покрыто черным занавесом тайны. На прошлой неделе «НьюсБалт» перепечатал сенсационный материал, вышедший на литовском портале Criticismoflife и проливающий свет на террористов, расстрелявших мирных граждан Литовской ССР 25 лет назад.
Сегодня мы публикуем журналистское расследование нашего литовского коллеги Гедрюса Грабаускаса, ныне возглавляющего Социалистический народный фронт Литвы. В те дни, 11-13 января 1991 года, он был у парламента Литвы, часто бывал у парламента и в последующие дни января. В феврале 1991 г. он вступил в ряды добровольцев охраны края. Затем прошло много лет и, как утверждает Грабаускас, он «ясно понял, что Витаутас Ландсбергис и его окружение обмануло людей Литвы».
«Ведь Литва точно не такой «рай», как ее обещали создать ландсбергисты, а сейчас это просто отсталая оккупированная страна. Элита Литвы держатся на ярой русофобии, на культе нацистских преступников, на фальсификации истории. Исторической правды боятся литовские русофобы, поэтому они преследовали политика Альгирдаса Палецкиса за его слова о событиях 13-го января — «Свои стреляли в своих». Его судили, ему был наложен большой штраф — свыше 3 тысяч евро.
Один из основных моментов фальсификации истории –это миф о событиях 13-го января. В трагических событиях большую роль играли западные спецслужбы. Скажем, процессы выхода Литвы из состава СССР и трагические январские событие 1991 года близко связаны с активной деятельностью ЦРУ. В конце 1990 г. в Литве появились конкретные представители ЦРУ, которые активно участвовали в январских событиях.
В декабре 1990 г. в Вильнюс прибыла группа ЦРУ. Известны фамилии двух членов этой группы — руководитель группы Андрюс Ейва и его коллега Леонардо Хоф. Они сразу появились в близком окружении Витаутаса Ландсбергиса. С ЦРУ были связаны и близкие соратники руководителя Верховного Совета Литвы Ландсбергиса и директора департамента охраны края Аудрюса Буткявичюса — американка литовского происхождения, журналистка и переводчица Рита Дапкуте и финансист Кестутис Урба (агент КГБ, затем завязавший связи с представителями ЦРУ. Он управлял кассой Саюдиса).
Тут важно заметить, как постепенно появились «спящие агенты», которые начали активно действовать, когда пришел час икс. Вот, скажем, Рита Дапкуте в Литву из США приехала еще в декабре 1986 г. Официально на годовую стажировку в Вильнюсском университете. Затем стажировка была продлена. Кроме того, с осени 1987 г. Дапкуте подписала договор с издательством «Вага» как переводчица текстов с английского языка.
В июне 1988 г. в Литве был учрежден «Саюдис». Дапкуте стала руководителем инфоцентра «Саюдиса». В сентябре 1989 г. она на несколько месяцев уехала в США, собирала финансовые средства для «Саюдиса». Часть этих средств переводилась через банковский счет Урбы. В Литву вернулась в начале 1990 г., активно работала в избирательном штабе «Саюдиса». Когда «Саюдис» одержал победу на выборах в Верховный Совет Литвы, с марта 1990 г. Дапкуте руководила информационным бюро Верховного Совета. Через несколько лет Дапкуте с друзьями открыла бизнес-структуры в столице Литвы.
Это были замечания о том, как постепенно в Литве оказалась американская агентура. А факты деятельности группы ЦРУ в Литве в своих аналитических докладах описали полковник Владимир Овчинский и политолог Сергей Кургинян. Они писали, что группа под руководством Ейвы занималась шпионажем, инструктажем боевиков и конкретной подготовкой провокаций.
В окружении Ейвы в Вильнюсе еще тогда появился Евгений Дикий с Украины, сейчас главарь бандеровского батальона «Айдар», а по совместительству и пропагандист «ценностей Майдана». Он часто приезжает в Литву, читает лекции в разных городах, иногда даже в Военной академии. В начале января 1991 г. Дикий и еще свыше 20-ти его соратников с Украины приехали в Литву и влились в ряды охраны парламента. Тогда Дикий часто общался с Ейвой, Буткявичюсом (Ейва тогда был основным советником Буткявичюса).
Писатель, один из лидеров «Саюдиса» Витаутас Петкявичюс в своей книге «Корабль дураков» писал: «Ночью 13 января Аудрюс Буткявичюс и его близкие соратники послали несколько десятков людей на задание. Они стреляли в толпу с крышей многоэтажных домов».
Кто же этот эмиссар ЦРУ? Литовец Андрюс Ейва родился в 1948 г. в Германии, с 1950 г. с семьей приехал в США. 1968 г. он поступил в а военную академию «Вест Пойнт», ее закончил через четыре года. В 1972-1980 г. Ейва руководил отрядом «зеленых берет» в Северной Каролине. 1980-1984 г. служил на американских военных базах в Германии. В конце 1984 г. уволился из военной службу. И тут специалиста по диверсиям приютило ЦРУ. В 1985-1986 г. Андрюс Ейва со специальным заданием находился в Афганистане. Как советник ЦРУ он часто общался с вождями моджахедов, проводил инструктажи по диверсиям местным боевикам. Затем вернулся в США, в 1987 г. учредил Федерацию поддержки моджахедов, собирал финансовые средства для их поддержки.
С драматическими процессами в Литве связан и еще один зарубежный гость-профессор из США Джин Шарп. Литву он посетил еще в мае 1990 года. Общался с Буткявичюсом и его соратниками, давал им советы, вручил методическую литературу. Шарп – директор института Эйнштейна, так называемый отец «цветных революций».
Вихри истории такие, что провокаторы и организаторы убийств — те, кто действительно посылали группы боевиков стрелять в людей с крыш домом, пока избежали наказания. Они еще инициировали преследование тех, кто в 1990-1991 г. открыто высказались за Советскую Литву. Литовские спецслужбы в конце 1991 г. на территории Белоруссии задержали бывшего вильнюсского омоновца Александра Смоткина. Затем были задержаны и несколько его друзей. Их привезли в Литву, пытали, затем осудили и они несколько лет провели в тюрьме. В 1993 г. в Белоруссии литовские полицейскими был арестован бывший лектор университета Вильнюса, профессор философ Иван Кучеров. Его закрыли в тюрьму в Вильнюсе. Он заболел раком. Когда через полтора года его выпустили из тюрьмы, Кучеров умер через три месяца.
А в 2014 г. на приграничном пункте был задержан полковник запаса Юрий Мель. Его также закрыли в тюрьму в Вильнюсе, провели «расследование», в сейчас уже идет судебный процесс. Мель в то время был лейтенантом, командиром танка. 13 января с танком находился в районе телебашни в Вильнюсе. А сейчас его обзывают палачом.
А когда под суд пойдет настоящие организаторы кровавой бойни 13 января ? Это открытый вопрос.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: Террористы 13-го января