Через месяц в нашем государстве пройдут президентские выборы, главная засада которых – низкая явка избирателей в узловых мегаполисах России. Чтобы разобраться, почему россияне не хотят участвовать в государственном строительстве, предлагаю классифицировать таких людей по группам. Попробую это сделать на примере столицы самого западного субъекта Российской Федерации – Калининграда, где десятки тысяч избирателей традиционно игнорируют выборы.
Например, в 2012 году на выборах мэра Калининграда явка избирателей едва достигла 20%. Тогда победил действующий мэр Александр Ярошук, набрав 56% голосов, но в абсолютных цифрах это не многим более 40 тысяч человек. Для справки, в Калининграде проживает порядка 500 тысяч человек, т.е. половина жителей региона. Насколько легитимным такой деятель — ответьте сами. Явка на выборах губернатора Калининградской области в 2017 году составила на девять процентов больше — 29%…
Итак, кто хронически не ходит голосовать в российском эксклаве? Я бы выделил две достаточно крупные группы. Оговорюсь сразу, что я не социолог, и все мои наблюдения основываются на опыте общения с такими калининградцами.
Первая группа – это мелко-средний предпринимательский класс. Все эти ларёчники (независимо от формы коммерческого строения – будка на рынке или бутик в ТЦ), все эти «купи-продавцы» (с ударением на «а»). Этот класс начал коваться с начала 90-х, когда Калининград был брошен страной на произвол судьбы. Тогдашнее младое поколение – прежде всего, комсомольцы последнего «засола» – пошло в т.н. бизнес, основанный на нехитрых приёмах западного рынка – от контрабанды до спекуляции. Никакой связи с Россией калининградский предприниматель не ощущал. Более того, периодически получал от первопрестольной «новые правила игры», лишь закаляясь в неравной борьбе.
В итоге калининградский «бизнюк» превратился в классического крестьянина-единоличника со своим отрубом. Такой не идёт на выборы сознательно, демонстрируя самому себе протест против государства. Это вечно обиженный хуторянин, причем, уже образовавший антивыборные «династии». Т.е. и его дети сегодня не ходят голосовать, памятуя слова отца о «государственном предательстве». Доводы, что страна за 25 лет изменилась кардинально, такие люди не воспринимают. Они застыли во времени и пространстве, и теориями убедить их участвовать в государственном строительстве – пустая трата времени. Здесь либо нужна мощная государственная поддержка, чтобы предприниматели могли ее «пощупать», либо страх перед будущим.
Есть вторая группа, именующая себя «аполитичными». Если первому блоку в России жить, условно говоря, плохо, то второму – вот этим «аполитичным» – жить хорошо. Они сговорились, что «верхи» живут своей параллельной жизнью, которая не пересекается с их бытом. Эти калининградцы розы нюхают, салаку ловят, ходят глазеть на салюты, копаются на дачах. То есть делают то, что можно будет делать при любой власти и любом государственном строе. Именно эти «жители Земли» считают себя «маленькими людьми», от которых ничего не зависит, да и они не хотят быть зависимыми от властей всех мастей. Эта группа, на мой взгляд, самая многочисленная в Калининграде, но одновременно из них, как мне кажется, способны на переосмысление своей «аполитичности».
Теперь подходим к главному – как убедить таких россиян сходить на избирательный участок? И здесь вновь российский Калининград играет бесценную роль. Сегодня уже даже аполитичным ясно, что наш город стал тяжелой фигурой на геополитической мировой доске (господа из Пентагона, заметьте, уже стали именовать Калининград «ферзём Путина»). Надо понять, что борьба идёт за умы и души «русских островитян», и это не фигура речи.
Если первая и вторая группа считают, что их сознание политически незамутнённое, то это, конечно же, ошибка. Очевидно, что и взращённое чувство обособленности у калининградских коммерсантов (будем откровенными, это есть регионализм — мягкая форма сепаратизма), и самообман, что ты «над схваткой», «над политикой» и вообще «гражданин мира», — это две стороны одной медали. Надо понять, что те, кто не идет на выборы – это люди, которые, как бы помягче сказать, живут в России лишь потому, что так получилось. Это эрзацпатриоты. А некоторые, вполне возможно, и эвентуальные коллаборационисты.
А теперь представьте ситуацию (а её легко можно допустить, учитывая крепчайший геополитический замес, куда угодил наш эксклав), когда на выборы придет 10% избирателей Калининграда.
А 5%?
А 1%?
Запад тут же врубит свою пропагандистскую махину о «свободолюбивых калининградцах». Европейскому обывателю враз объяснят, что таким образом русские на Балтике выражают протест против Москвы. Зазвучат положительные оценки тамошних экспертов о «методах ненасильственного сопротивления отважных россиян», а это уже привет от отца оранжевых революций Шарпа.
Внутри региона по команде гармонично запоёт хор агентов влияния и полезных идиотов о «культурно-исторической преемственности» Калининграда Кёнигсбергу. Ведь только Кёнигсберг — Европа. К этим всхлипам добавятся заявления Брюсселя и Берлина о «серьёзной озабоченности» судьбой калининградцев, потерявших ориентиры. А тут под боком уже и успокоительные войска НАТО…
Западным спецслужбам останется только собрать всю эту калининградскую биомассу в кулак, чтобы задать Москве вопрос: «Доколе?» Желательно, на площади Победы. Вот вам и «победный майдан».
… В 2011 году я писал о том, как же охота Западу превратить Калининград в новый революционный символ России. За это время мы стали сильнее, а противник изощрённее. И как семь лет назад, я повторю слова — начни с себя. Прийти на выборы – это и есть твой сильный ход. За Россию надо бороться.
Андрей Выползов, главный редактор «НьюсБалт»