Топ-менеджер Литовских железных дорог Стасюнас Саулюс. Фото: Newsbalt.ru.

«Новый шёлковый путь» объединил Литву и Россию

Интервью топ-менеджера Литовских железных дорог информационно-аналитическому порталу «НьюсБалт»

«Новый шёлковый путь» объединил Литву и Россию. Такое мнение в интервью информационно-аналитическому порталу «НьюсБалт» высказал директор департамента по развитию бизнеса АО «Литовские железные дороги» Стасюнас Саулюс. Общение состоялось на 10-м Балтийском транспортном форуме, который прошел на минувшей неделе в Калининграде.

— Уважаемый Стасюнас, Вас волнуют планы России развивать «Новый шёлковый путь», часть которого проходит по Калининградской области и Литве?

 — «Волнует» — это не совсем то слово, которое отражает существующее положение. Это сотрудничество с Калининградской железной дорогой, которое дает результат. Мы еще пять лет назад начали вести переговоры с «ОТЛК» (АО «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс».  «НьюсБалт»),  Казахстанскими железными дорогами, в частности, с „KTZ Express”, также с «ТрансКонтейнером» (крупнейший в России оператор железнодорожных контейнерных перевозок. — «НьюсБалт»). При руководстве Виктора Григорьевича (экс-начальник Калининградской железной дороги Виктор Будовский.«НьюсБалт») этот проект воплотился в жизнь. Мы в принципе поддерживаем этот проект, делам всё возможное, чтобы улучшить сервис. У нас были достигнуты рекорды по транзитному времени, по оформлению документов. Сегодня мы совместно решаем вопросы по автоматизации, электронизации документов, таких как СМГС (аббревиатура от Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении. «НьюсБалт»), которые сейчас приходят в бумажном виде. Мы хотим перевести их в электронный вид, что еще сократит транзитное время только по Литве на 4 часа. Мы надеемся, что проект «Новый шёлковый путь» будет развиваться, мы – за него.

— То есть конкуренции нет в этом направлении?

 — Мы конкурируем с Петербургом, с Усть-Лугой, имея в виду потоки в Клайпедский порт, а с Калининградом конкуренции нет. И то, понимаете, портовая конкуренция связана с глобальной логистикой. Вне зависимости от каких-то политических моментов предприниматели всегда ищут возможности качественно и быстро доставить груз. И цена имеет значение. Литва в этом плане на сегодня предпочтительнее предпринимателям из «Большой России».

— А как же большая политика, где не всё гладко между нашими странами?

— На партнерских отношениях с Калининградской железной дорогой большая политика не влияет. Может быть, в каких-то других вопросах, таможенных, например, и есть такое влияние. Мы же – перевозчики и мы сотрудничаем. Мы работаем не только с Калининградской железной дорогой. Мы работаем с центральным офисом РЖД в Москве, идет серьезный разговор, как развить контейнерные перевозки в треугольнике – Литва, Белоруссия, Россия. Сейчас совместно  работаем над довольно-таки интересным проектом с топливной компанией из Кузбасса, развернули большой объем угля на Калининград (топливо идет экспортом в Евросоюз). Будет дополнительно перевозить 1,5 млн тонн.

— Возвращаясь к «Новому шёлковому пути» из Китая, почему бы Литве не пустить поток через Польшу, минуя российский эксклав…

— Начну с того, что мы видим, как стремительно идет глобализация, контейнеризация. Сейчас около 30% контейнеров поступает из Китая. Но если вы посмотрите в динамике, то увидите, что Китай растет большими темпами. Если в 2013 году из Китая в Европу и обратно прошло 157 тысяч тонн грузов, то в 2016 году – всего через три года – только в Европу из Китая ушло 311 тыс. тонн, а из Европы в Китай – 200 тыс. тонн контейнерных грузов. Это значит, что контейнерный поток  ищет пути доставки, и мы используем все возможности, на которых можно заработать на перевозке. Основной коридор – Брест – остаётся, но он уже физически не может «переварить» весь ассортимент. Из этого и получаются альтернативные маршруты – через Калининград. Мы, конечно, не забываем Шяштокай (железнодорожный пункт пропуска на литовско-польской границе. «НьюсБалт»), который идёт на Польшу. Но соотношение перевозки через российский эксклав и Польшу на сегодня равно 95:5.

— Причина?

— Недостаточная инфраструктура на польской стороне.

— Какие у вас стратегические планы по развитию «Нового шёлкового пути»?

— Надеемся, что уже в ближайшем будущем, в 2019 году, будет не 30-50 поездов из Китая, а 500 поездов именно на калининградском направлении через Литву. Хотя наши руководители уже говорят: «Что пятьсот? Уже тысячу надо делать».