Калининград на минувшей неделе посетил известный православный проповедник Андрей Ткачёв, более 20-ти лет служивший на Украине. В июне 2014 года, когда страна оказалась под властью неонацистской хунты, священник уехал в Россию, охарактеризовав Украину как «барак буйнопомешанных». Интервью информационно-аналитическому порталу «НьюсБалт» отец Андрей дал в главном храме Калининградской области — Соборе Христа Спасителя. Вопросы касались идеологического противостояния в российском эксклаве.
— Отец Андрей, события последних лет показывают, что в Калининградской области, помимо существующей географической оторванности от материковой России, существуют риски оторванности духовной. Возьму на себя смелость сказать, что сегодня в Калининграде проходят губительные идеологические процессы, которые уже прошла Украина. На мой взгляд, менталитет некоторой части калининградцев трансформировался настолько, что они считают себя, причем искренне, живущими в Европе, считают себя некими евророссиянами и не хотят иметь ничего общего с русской культурой, русской историей. Эти духовно перекодированные люди считают, что живущим в Калининграде стоит гордиться только немецким прошлым, отвергая недавнее советское прошлое. По Вашему мнению, стоит ли бояться этих процессов?
— Бояться, очевидно, не грешно. Страх дан человеку, как защитная реакция. Если есть такой страх, нужно его бояться и делать всё, чтобы источник страха исчез. Что касается калининградского анклава, то по общечеловеческому опыту, анклавные этнические группы настроены всегда более патриотично, чем люди, живущие на большой родине. Это касается, например, сербов. Русское рассеяние по миру интересно тем, что в некоторых странах наши соотечественники бывают больше русские, чем живущие в России. Они острее чувствуют свою русскость, то, к чему мы уже принюхались, поэтому берегут её. Так что у вас есть шанс быть лучшими русскими, а не худшими.
— Может быть мы – журналисты, общественники – просто сгущаем краски? Может быть, это нормально, что часть российского народа, живущая отдаленно от «большой России», стремится европеизироваться – через Германию, через Польшу? Может быть, таким образом, калининградцы, наоборот, показывают всем остальным россиянам, грубо говоря, лапотникам, как правильнее становиться цивилизованными?
— Что касается влюблённости в Европу, то на наших глазах — в течение одного поколения — Европа развенчивает себя с такой быстротой и откровенностью, что на глазах теряет фактор привлекательности, который сопровождал её после окончания Второй мировой войны на протяжении полувека. Ведь что такое «сказочная Европа» в большинстве голов россиян. Это Европа 70-80-х годов. Именно туда обычно стремятся, когда говорят о Европе. В той Европе был материальный достаток, были гражданский мир и безопасность, были высокий уровень культуры и малое количество мигрантов. Но эта картинка стремительно разрушается. И этот разрушительный процесс не остановить. Ведь, что такое ценность. Это то, что исполняется безусловно, как аксиома в математике. А если ценностями движут вправо-влево, то это не ценности, а некие рабочие инструменты. И оказалось, что европейских ценностей в Европе нет.
— Но калининградцы, во всяком случае, те, кто готов по пять часов проводить в пробках на польской границе, чтобы потом вдохнуть «европейского воздуха», верят в евроценности…
— Для тех, кто имеет ум и ясный взгляд, Европа уже превратилась в самоотрицание. А остальным евролюбцам рано или поздно придётся просто шкурой почувствовать эти изменения. Да, была Европа, куда хотелось попасть. Но этой Европы больше нет. Прежде всего, нет для самих европейцев.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: «Гомосексуализм — социальная болезнь»: священник раскрыл глаза студентам БФУ им. Канта
— Откуда нам, калининградцам, черпать духовные силы. Из какого части исторического полотна? Из советского периода? Из немецкого прошлого? Искать, может, русские вкрапления в истории нашего региона в XVI-XIX веках?
— Думаю, что русский человек, живя в среде, которая русской не является, всегда инкультурируется. Возьмите, русские в Китае, русские в Африке. Русский всегда стремится познать иную культуру. Культурный труд нам, русским, вменён в обязанность. И живя на бывшей кёнигсбергской земле, естественно, не в позе лотоса надо сидеть и не по фэншую мебель двигать. Игнорировать немецкий пласт культуры в Калининградской области, конечно же, нельзя. Нужно его знать. Органная музыка? Примите её, не пренебрегая русской музыкой. Читать Канта? Пожалуйста. Канта читали и братья Киреевские (Иван Киреевский – один из главных теоретиков славянофильства, Василий Киреевский – выдающийся фольклорист XIX века. – «НьюсБалт»), этим не гнушался Хомяков (Алексей Хомяков — основоположник раннего славянофильства. – «НьюсБалт»). Это не повредит вашей русскости. Но нужно помнить слова Василия Великого, который писал, что всякий учёный христианин должен уподобиться пчелам: «Ибо и пчелы не на все цветы садятся, чтобы взять, что пригодно на их дело».
— А советское прошлое?
— Есть такое выражение: «Хотели плюнуть в Совдепию, а попали в Родину». Я не согласен плеваться в советское прошлое, потому что эти плевки чреваты тем, что в маму плюёшь. Советское прошлое – это наша история. Мы не выпали на 70 лет от промысла Божьего. Этот период — не инородное тело в нашей истории, а плоть от плоти. Вообще это был масштабнейший, всепланетарный проект. Советская власть не была локальным напряжением отдельного народа. Да, советский проект был идеологически взращён на Западе, но получил иное воплощение, попав на нашу землю. Он могущественным образом повлиял на судьбы всего мира. И на жизни Индокитая, и на жизнь Африки, на крушение колониальной системы, на изменение самого Запада. Западный рабочий никогда бы не жил так хорошо, как он стал жить после Второй мировой войны, если бы не было Красной России. Советский проект заставлял меняться капиталистов. Я родился и воспитан в советское время. И я благодарен советской системе образования, что до сих пор, например, не знаю различия между видами наркотиков. Я благодарен бесплатным спортивным секциям. И я принимаю со смирением то, что было плохое в Советском Союзе, потому что оно пережилось и ушло. А вот те народы и нации, которые не благодарны советскому прошлому – прежде всего, имею в виду постсоветские республики — будут наказаны.
— Что касается отношения калининградцев к советской истории, то оно специфично. Например, сейчас одна группа горожан, которая набила руку на музеях а ля Кёнигсберг, создает новый музей о «советском Калининграде». Но если оценить предварительные наброски, что появляются в соцсетях (рад бы ошибиться), то получается «антисоветский Калининград». Среди экспонатов – американские джинсы да жвачка, которые возили калининградские моряки из загранки.
— А вот, что интересно. Сегодняшние моряки уже без всякого вкуса пьют «Кока-Колу» и жуют американскую жвачку. У нас было одно, а там другое. И на контрасте рождалась радость от жизни. Сегодня, когда можно этой жвачкой зажеваться, которая одна и та же, люди устали от однообразности, от того, что всё плоское. СССР – это та эпоха, когда мир был благодатно цветист. Мир был красив через сложность. А сегодня общая тенденция к упрощению и одинаковости. В этом как раз большая опасность.
— Почему?
— Потому что на Западе одновременно с тотальной унификацией всего и вся исчезает семья и церковь. Это то, что не должно исчезнуть у русских. Это некий вселенский вызов для белого человека.
— Почему белого?
— Потому что, если церковь уйдет из жизни белого человека, оставшись ли культурным довеском, то это значит смерть белому человеку. То есть, например, если Рождество Христово будет заключаться в колбасах, гусе и глинтвейне, а Христос будет сбоку лежать в вертепе как игрушка, то это смерть церкви. Если же семья, библейская семья, будет разрушена и её место займёт либо блудное сожительство либо извращённые половые формы бытия, то расщепится уже личность и исчезнет уже человек. Получится, что мы все скажем Христу – ты зря приходил.
Беседовал Андрей Выползов