Фото: Kam.lt.

«Литовские военные никогда не будут воевать против России»

Валерий Иванов о прибалтийской русофобии как элементе политики США

Во время прошлогоднего парада вооружённых сил Литвы и НАТО, который проходил 24 ноября в Вильнюсе в ознаменование 100-летия образования Литовской Республики и её войск обороны, по улицам литовской столицы впервые за минувшие 74 года прошли немецкие танки с характерным крестом на боках. Здесь же были продемонстрированы американские установки ПРО «Пэтриот» и другая натовская военная техника. Литовские власти решили показать всем, что сегодня Литва вооружена и её защищают войска стран НАТО.

«Вооружена», наверное, достаточно, поскольку мера вооружения должна соответствовать мере вооружённых сил предполагаемого противника.  Остаётся лишь узнать – от кого «защищают». И тут возникает вопрос – а по каким причинам, и кто, хочет нападать на нынешнюю Литву? 

Ответ на этот, логически весьма и весьма обоснованный вопрос нужен, поскольку в противном случае возникают также весьма важные и логически обоснованные вопросы, связанные с экономическими возможностями Литвы и благосостоянием её граждан. И вот тут становится вполне понятно, что с одной стороны у ближайших соседей Литвы: России и Белоруссии — нет никаких таких причин, которые заставили бы эти страны начать военную агрессию на территорию Литвы, поскольку не ясна сама цель такого опасного предприятия. И никто в Литве и за её пределами на Западе не назвал ещё ни такой причины, ни – цели, для возможной военной агрессии России и Белоруссии на Литву.

Более того, напомню, что вооружённые силы России 30 августа 1993 года под звуки торжественных маршей покинули территорию Литовской Республики, которую она унаследовала от Литовской ССР в 1940-45 гг.

С другой стороны, западный сосед Литвы – Польша, её современные политики, продолжая геополитические идеи своего народного героя Юзефа Пилсудского, весьма часто в своих публикациях ностальгируют о временах Речи Посполитой, до её трёх разделов. Они начались в 1772 году, когда территория этого союзного государства Королевства Польши и Великого княжества Литовского подходила на Востоке к Смоленску. Это произошло начиная с Люблинской унии 1569 года и закончилось полной деградацией и упадком Речи Посполитой в 1795 году, после третьего её раздела. Но нет, не потух в польском сердце имперский огонь славы польского оружия, сделавший тогдашнего польского короля и его шляхту властелинами почти всей центральной Европы. Вспомним недавний скандал с новыми образцами паспортов Польской Республики, где на обложках были изображения исторических достопримечательностей «Вильно» и «Львува».

Здесь важно отметить очень важную деталь – ни пяди территории Королевства Польши, входившего в состав земель Речи Посполитой, не отошла к Российской Империи, которая вернула себе исстари православные славянские земли тогдашнего государства некогда православных Великих литовских князей, говоривших между собой на старорусском языке. Земли королевства Польши делили тогда между собой только представители германского народа Пруссия и Австрия.

После выхода республики из состава Советского государства современные литовские политики не сумели обеспечить рост благосостояния своих граждан эквивалентный росту экономики страны — одна треть живёт ниже черты бедности. Поэтому раздувают воинственную русофобию. Тем самым камуфлируют деградацию экономического состояния нынешней Литвы. А народ буквально бежит из страны. В 1945 г – население Литвы 2,5 млн. чел, в 1990 г. – 3, 7 млн. чел, сегодня количество населения вновь как в послевоенные годы.

На повестке дня майский т.г. референдум о двойном гражданстве (прежде всего для тех, кто уехал навсегда с родины в поисках лучшей доли — на заработки), который пройдёт одновременно с голосованиями за президента Литовской республики и за новых членов Европарламента. Этого мало, идёт постоянное запугивание оставшихся в Литве граждан военной угрозой с Востока, мол — будьте патриотами!

В этом есть и определённый смысл — политический смысл. Громогласная, но мнимая «угроза со стороны России», требует дополнительных государственных денежных затрат на закупку военной техники и формирования национальной военной элиты, которая будет обеспечивать прежде всего внутригосударственную политическую стабильность, для тех, кто подпитывает сегодня военных званиями и щедрыми денежными довольствиями. К тому же и военные США имеют свои финансовый интерес, поскольку можно выгодно утилизировать устаревшую военную технику НАТО. Механизм формирования местных компрадорских политических элит отработан в Вашингтоне до автоматизма – ничего нового.

Эти литовские военные воевать не будут никогда против России или Белоруссии, поскольку у них нет для этого ни сил, ни средств (мотивов также — как сказано выше), но вот интересы США они будут защищать внутри своей страны — в Литве, — очень упорно.