Праздничный ужин, посвящённый 33-летию ГДР, 1982 год. Из архива Нимайера.

«Запад уготовил Калининграду судьбу проглоченной ГДР»

Интервью с «четырёхсортным» немцем

Несколько дней Германия с размахом отметила 30-летие со дня падения Берлинской стены. При этом канцлер Ангела Меркель в приветственной речи ни словом не упомянула о решающей роли Советского Союза в объединении Германии. Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер немного «реабилитировался», удостоив пиетета Горбачёва, однако поставил его последним в списке тех, кто якобы ковал германское единство. (Штайнмайер сказал следующее: «Без мужества, без стремления к свободе Польши, Венгрии, Чехии и Словакии мирные революции в Восточной Европе и германское единство были бы невозможны. Конечно, без большой поддержки из Вашингтона, но также без мужественных и человечных решений Михаила Горбачёва в Москве история не была бы столь счастливой, и всё не происходило бы столь мирно»).

Уве Нимайер.

«Вот вам наглядно продемонстрирована цена слов Запада», — уверен немецкий блогер и бизнесмен Уве Нимайер/Uwe Niemeier, проживающий в Калининграде 25 лет. Бывший гражданин ГДР, армейский полковник, на себе испытал последствия объединения страны, а на деле захвата Западной Германией Германии Восточной. В интервью FLB Нимайер предостерегает тех жителей Калининградской области, которые, также как 30 лет назад жители ГДР, хотят скорее «европеизироваться», думая, что Запад примет их в распростёртые объятия.

— Уважаемый Уве, вы один из немногих в Германии, кто после объединения уехал из своей страны в Россию. Насколько я понимаю, причина была чисто политической.

— Я уехал в 1995 году, прожив в «объединённой Германии» пять лет и поняв, что произошёл захват моей страны — Германской Демократической Республики. Западная Германия в лице «коллективного Запада» просто захватила другое государство и растоптала его суверенитет. Например, до сих пор уровень пенсии у «осси» на процентов 15 ниже, чем у «весси». Также и зарплаты. Даже по таким «мелочам» становится ясно, что мы не единый народ. Но есть и более фундаментальные признаки захвата, скрытые от глаз обывателя.

— Какие?

— После поглощения народная собственность ГДР была приватизирована почти также, как это произошло в рухнувшем вслед Советском Союзе с той лишь разницей, что в Германии создали специальный фонд, куда вошли все народные фабрики, недвижимость и земля ГДР. Затем этот фонд продавал объекты всем желающим чуть ли ни за пфенниги, в подавляющем большинстве — бизнесменам из Западной Германии. Так была обанкрочена вся экономика ГДР, а новые хозяина просто закрыли и разобрали на кирпичи фабрики и предприятия.

— А почему?

— Потому что у этих бизнесменов уже есть фабрики на западе страны, а восточные заводы — это конкуренция и не более. И сегодня ты смотришь — что осталось от восточно-германской экономики? Ни-че-го! Поэтому, когда я вижу как некоторые русские в Калининграде вздыхают на тему «Ах, Кёнигсберг», как они стремятся духовно и культурно приблизиться к Германии, то мне становится их просто жаль. Жаль, что эти люди элементарно не знают новейшей истории.

Вот, скажем, Иван Иваныч Иванов сейчас работает на «Автоторе» (крупное российско-германское предприятие по сборке автомобилей , лидер среди налогоплательщиков Калининградской области. На долю предприятия за 2016 год пришлось 21,3 млрд. рублей или 47,1% собираемого на территории российского эксклава НДС. — FLB). Кому нужен этот «Автотор» в Германии с этими смешными 22 тысячами BMW, которые сейчас производят в Калининграде? В Баварии есть свой гигант. А кому нужна верфь «Янтарь» (судостроительный завод «Янтарь», производящий корабли для Минобороны РФ. — FLB)? На севере Германии верфей вот сколько (Нимайер проводит указательным пальцем по своей шее), которые не загружены. А сельское хозяйство? Да кому нужна картошка с морковкой из Калининграда?! Не смешите меня.

Это не Германия, а Россия. Строящийся под Калининградом отель с немецкоязычным названием Gasthaus Seefeld.

Или взять более приземлённый пример. Есть у кого-то в Калининграде киоск с красивой надписью «Кёнисберг», там продаются шоколадки «Кёнигсберг». Предприниматель старался, чтобы в Германии, наконец, его заметили. Уверяю, не заметят. Никому не интересны эти шоколадки, когда Германия — мировой лидер в экспорте сладостей. Впереди у этого калининградца — только разорение. Всё закроют немцы, если Калининградская область когда-нибудь станет территорией Германии.

— А для чего тогда нужна Германии Калининградская область?

— Очень хороший вопрос и у меня есть однозначный ответ на него. Германии, то есть Западу, нужна не Калининградская область и тем более не миллион русских. Им нужен этот клочок земли, чтобы здесь не стояло русских ракет, направленных на Европу, а наоборот, стояли натовские ракеты, направленные на Центральную Россию. То есть первоочередная задача Запада состоит в том, чтобы прежде всего разоружить Калининградскую область, убрать все эти «Искандеры», «Валь-Баль» (такой рифмовкой Нимайер именует береговые ракетные комплексы «Бастион» (по-немецки Wall) и «Бал», заступившие на боевое дежурство в Калининградской области в 2019 году. — FLB).

Западу совершенно не нужна Калининградская область, как место, где можно что-то производить, развивать экономику. Это даже косвенно видно по западным инвестициям в регион за последние 20 лет. Никакой серьёзной капитализации со стороны Евросоюза в Калининград на самом деле не было, хотя на словах европейцы раз сто говорили — вот-вот сейчас вложимся (в 2017 году губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что объём прямых иностранных инвестиций в экономику российского эксклава за два десятилетия «не поражал воображение». — FLB). Ведь что такое «Валль-Балль» в Калининградской области? Как известно, эти ракеты могут «выключить» любой военный корабль, выходящий ещё с портов Дании. Это проблема для НАТО?

— Проблема.

— А как её ликвидировать? Один из вариантов — ликвидировать Калининградскую область.

— Звучит фантастически…

Фрагмент семейного альбома Нимайера, 1990 год — год объединения Германии. Надпись сверху пока ещё обнадёживающая: «Конец жизни раздельно».

— Поверьте, когда мы в ГДР 31 декабря 1988 года поднимали бокалы с шампанским, никто даже мысли не допускал, что через 10 месяцев Берлинская стена рухнет, а ещё через год не станет и ГДР. Это было суперфантастикой! Никаких, даже малейших, признаков всех этих событий не было и в помине. Но чтобы ликвидировать Калининградскую область, на первом этапе достаточно её демилитаризировать. Отсюда бесконечные разговоры западных «партнёров» о том, что надо сделать Калининград площадкой для сотрудничества с Западом, «первым офшором», «вторым Гонконгом» и так далее. Все эти сценарии предполагают в перспективе демилитаризацию. Финал этой глобальной спецоперации ясен — разместить в Калининграде, бывшем уже конечно, Калининграде, своё, натовское тяжёлое вооружение. Но на первом этапе уход отсюда Балтийского флота — это уже огромнейшая победа. Запад даже может подписать тысячу и один документ, что сами не будут здесь ничего размещать, но грош цена их обещаниям.

— Продолжая аналогии с ГДР: в Советском Союзе польстились, грубо говоря, на колбасу, а восточные немцы ради чего отказались от своего суверенитета? Ведь бытовая жизнь в ГДР по сравнению в СССР — это небо и земля…

— Вы не должны сравнить ГДР с СССР. Да, для советского человека Германская Демократическая Республика была раем. А для нас, восточных немцев, всё чего-то не хватало. Чтобы купить машину, надо ждать 17 лет, хочется сделать ремонт в квартире — нет стройматериалов. Нереально поехать путешествовать за границу, кроме разве что какой-нибудь Венгрии. Вот вы смеётесь, а нас это раздражало. Тем более, мы видели, что в Западной Германии было много товаров, много тех же фруктов. А ведь у нас один язык. Понимаешь, что что-то не так.

Приведу свой пример. В честь 40-летия основания ГДР в 1989 году стали продавать новые цветные телевизоры. В Советском Союзе, насколько я знаю, к тому времени цветные телевизоры были нередкостью, а вот в «райском» для советских людей ГДР — это был дефицитный товар. Мне удалось купить маленький телевизор за 5 тысяч марок — огромные деньги по тем временам, а за видеомагнитофон я заплатил 8 тысяч марок. Всё это в ФРГ стоило намного дешевле.

— Ну вот если говорить о России и — применительно к нашему разговору — о Калининградской области, то сегодня все эти раздражающие факторы устранены. Россияне, а тем более живущие в Калининграде, могут уезжать, куда хочешь, покупать, что хочешь, думать, что хочешь. Сегодня практически нет такого в ЕС, чего не было бы в России, но почему всё равно многие калининградцы смотрят на Запад, как вы смотрели на западных немцев?

— Я вам сначала расскажу о градации немцев. Первый сорт — это западный немец. Это настоящий немец. Почти ариец (последнюю фразу Уве Нимайер говорит прикрыв рукой рот). Второй сорт — турки, которые приехали в Западную Германию в 1950-1960 годах, чтобы там работать, и остались, вступая в браки с этническими немцами и обзаводясь потомством. Третий сорт — восточные немцы, гэдээровские. А четвёртый сорт — это немцы, живущие за границей. Как я, например. Я — тьфу, никто и звать меня никак. Так вот, калининградцы тянутся к первосортным немцам, как к чему-то идеальному, не понимая, что для них калининградцы, пусть они хоть на каждой странице в паспорте напишут «кёнигсбержец» и «пруссак», это даже не пятый сорт. Эти люди, их работа, их будущее — абсолютно безразличны западным немцам. В случае перехода региона, назовём его для красоты «Кёнигсбергской областью», под юрисдикцию Германии, у Берлина будет одна лишь головная боль…

— Какая?

— Как наименее затратно выслать отсюда миллион русских. В Германию их пригласить? Исключено, вспоминаем сразу о сортах немцев. Поэтому здесь создадут такие условия, что русские сами добровольно уедут на восток. Убеждён, во всю мощь заработает закон о реституции собственности. Вот мой дом стоит на земле, которая принадлежала Фрицу Мюллеру. Дом я сам строил, но земля-то его. И придут внуки Мюллера и скажут: «Так, Нимайер, сволочь ты этакая, это наша земля. Плати за 70 лет аренды. Впрочем, мы добрые, можешь и не платить. Просто оставляй дом и уезжай в Россию» (подробнее о вероятной реституции германской недвижимости в Калининграде читайте в материале FLB «По самые ланды. Дайте адресную книгу…»).

Подполковник Уве Нимайер (справа) на фоне предвыборного плаката Гельмута Коля — «объединителя Германии», 1991 год.

Хотите жить, как на Западе? Гут. Ко всем калининградским бизнесменам в конце года придёт германская налоговая инспекция и спросит: «65% налогов заплатили? Ах, у вас зарплата — в конверте? Вы не хотите быть социально ответственными работодателями? Так мы вас сейчас вообще посадим в тюрьму». Очень быстро немцы восстановят здесь не то, что Германию, а Советский Союз, что касается социальной справедливости. (Вот эта последняя угроза звучит довольно привлекательно – прим. FLB)

— А, может, калининградские элиты договорятся?

— Ах да, вариант специально для местных элит. Германские власти придут к условному Ярошуку (бывший мэр Калининграда, а сейчас депутат Госдумы. — FLB) и спросят: «Вот вы все эти годы занимались параллельно бизнесом, а почему вы не платите налог на богатство? Давайте раскошеливайтесь, сообразно суммам, лежащим у вас на счетах». А счета все западные, скрыть-то ничего невозможно! Вы заметили, что в Германии нет олигархов в том смысле, что богатые немцы, будь они о-о-очень богатые, не могут влиять на политику. В противном случае германские бизнесмены давно бы продавили отмену санкций против России. Так что в Германии олигархов не любят. И таким способом русские — богатые и бедные — сами очень быстро уедут в Россию-матушку.

Поэтому мой вам совет, калининградцы, от «четырёхсортного» немца — в случае катастрофического ослабления федеральной власти в России Калининграду уготована судьба проглоченной ГДР, преданной собственной властью. Всё точь-в-точь: Запад также призывал Горбачёва демилитаризировать ГДР «во имя мира на земле», обещая, что НАТО не продвинется на восток ни на метр. Что вышло на деле, всем известно.

ИсточникАгентство федеральных расследований