Фрагмент Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом.

«Осуждение „пакта Молотова-Риббентропа“ способствовало распаду СССР»

Интервью Общественной службы новостей с историком Владимиром Кикнадзе

«Все и каждый должен подняться
на защиту Родины и соотечественников,
кто военным искусством, кто речами,
кто науками, кто ремеслами».
О стратегии. Византийский трактат VI века

Последнее десятилетие в Европе особенно активно предпринимались попытки возложить вину за развязывание Второй мировой войны на Советский Союз. Сначала это были просто звучащие с высоких трибун декларации. Затем намёки на то, что СССР в своей политике мало отличим от Третьего Рейха, утверждения, что Сталин и Гитлер идентичны друг другу. В прошлом году дело дошло до того, что европейцы начали вмешиваться во внутренние дела России и требовать отказаться – или хотя бы принизить – значение Победы. Поэтому начиная с декабря 2019 года Россия перешла на этом поле в наступление. Об этом Общественной службе новостей рассказал военный историк Владимир Кикнадзе.

В последнюю неделю мая 2020 года депутат Госдумы Алексей Журавлёв внёс в Госдуму РФ законопроект, который предлагает отменить Постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года. В том постановлении осуждался договор о ненападении, который заключили между собой СССР и Германия в августе 1939 года. То соглашение больше известно, как «пакт Молотова-Риббентропа». 

29 мая на имя спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина направлено письмо, под которым подписались 38 историков, офицеров и общественников. Среди них Герой Советского Союза Владимир Горовой, Герой Социалистического труда Геннадий Баштанюк и пять Героев России, представляющих Общероссийское движение “Сильная Россия”, а также Общероссийскую организацию “Офицеры России”. Подписанты сообщили, что полностью поддерживают позицию Журавлёва. ОСН обратилась к академическому советнику Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктору исторических наук, полковнику Владимиру Кикнадзе с просьбой раскрыть подробности инициативы.

Владимир Кикнадзе. Иллюстрация: Faсebook.com/vladimir.kiknadze

— Владимир Георгиевич, вы были одним из локомотивов этой инициативы. Расскажите, почему именно сейчас решено начать эти действия?

— Последним спусковым крючком стала резолюция Европарламента от 19 сентября 2019 года. В ней обвиняли руководство нашей страны в фальсификации истории Второй мировой войны. Фактически в том, что российская власть пропагандирует историческую правду, «несмотря на то, что 24 декабря 1989 года Съезд народных депутатов СССР осудил подписание пакта Молотова-Риббентропа» и «советские власти отрицали ответственность за это соглашение и его последствия». Подобные резолюции появлялись регулярно, с начала 2000-х годов. В них одним из основных элементов стало возложение вины за начало Второй мировой войны на Советский Союз. А Сталина напрямую уравнивали с Гитлером.

В резолюции 2019 года появились новые пункты. Было сказано, что Вторая мировая война была начата, как непосредственный результат «печально известного нацистско-советского Договора о ненападении». Вторжение Гитлера в Польшу, по мнению европейских парламентариев, «прямое следствие пакта Молотова-Риббентропа».

— А в этот раз появились какие-то совсем неприемлемые новые пункты?

— Такой постановки вопроса прежде тоже не было: что Вторая мировая война – это непосредственный результат договора. И что ещё они сделали впервые, это, дословно «призывают российское общество смириться со своим трагическим прошлым». То есть здесь уже прямой призыв, прямое требование, что мы сами должны смириться, покаяться. Это стало продолжением действий начала и середины того же года. В январе 2019-го немцы позволили себе публично оценить «правильность» российской мемориальной политики в отношении памяти о блокаде Ленинграда. Военный парад, проводимый в Санкт-Петербурге 27 января, назвали «танцами на костях». В июле уже от нас требовали убрать памятник на месте сражения под Прохоровкой в Курской битве. То есть они перешли к открытому давлению на власть России, на общество, на память о подвиге наших предков.

— Это европейцы требовали?

— Такие требования от определённых российских кругов – обычное дело. А на этот раз – именно из Европы прозвучало. Причем, немцы присоединись, что самое странное. Немцы обычно в стороне от таких разговоров находились. А лидерами были Польша, Прибалтика.

— Видимо поэтому Владимир Путин в декабре 2019 во время ежегодной пресс-конференции отдельно поднял эту тему?

— Да, и на пресс-конференции, и особенно 20 декабря в ходе саммита стран СНГ. Во время неформального заседания Владимир Владимирович рассказал главам государств СНГ и ЕврАзЭС о поднятых по его просьбе архивных материалах, касающихся предыстории Второй мировой войны. Фактически прочитал лекцию более часа длиной.

Впервые в современной истории, в ходе такой встречи стали поднимать вопрос о подлинных истоках начала фашистской агрессии. Открыто называя всех виновников и пособников. Подтверждая каждый тезис документом. Наконец-то, было произнесено, что не Мюнхен стал пусковым крючком, а история 33-34 годов, когда Германия заключила первый пакт – с Польшей. Уже тогда, в 1933-м Япония и Германия демонстративно вышли из Лиги Наций. Так они выразили протест в отношении осуждения их агрессивной политики и провала проекта «европейской директории», заложенного в «Пакте четырёх». Нурсултан Назарбаев предложил передать в публичное поле то, что озвучил Путин. Владимир Владимирович сказал, что напишет по этому поводу статью. Пока её нет. Президент занят другими делами. Но мы его поддерживаем. Делаем, что возможно, со своей стороны.

— То есть получается, что те, кто сейчас будет выступать против вашей инициативы, они, фактически, будут выступать и против Путина?

— Не только против Путина. Сергей Борисович Иванов со своей стороны тоже неоднократно публично, с историческими документами в руках, выражал свою позицию по Договору. Дело даже не в личном противостоянии. По сути оппоненты законопроекта будут выступать против истории своего Отечества, своего народа, своей семьи. Для каждой семьи в России по-своему дорог День Победы. А результатом Пакта 1939 года как раз и явилась Великая Победа 1945 года. И война, и победа оплачены дорогой ценой. И неизвестно сколь ещё более велики могли быть жертвы нашего народа и народов всей Европы, если бы мы не выиграли в 39-41-м время, пространство, ресурсы, относительную безопасность на Востоке страны. Наши оппоненты, они как перевирают ситуацию: говорят, что просчёты, связанные с этим пактом, привели к негативным последствиям. Какие были последствия? Наша страна в 45-м году освободила всю Европу. Пусть и при участии союзников. Но исход борьбы за существование цивилизации решался на советско-германском фронте. Разгром фашизма и нацизма – вот главное последствие Договора.

Мы заботились о своих соотечественниках, которые проживали на территории нынешних Белоруссии, Украины. В Польше они находились на положении людей низшего сорта. Поэтому в 39-м году мы спасали от геноцида своих соотечественников: русских, белорусов, украинцев, евреев.

А самое главное: мы не просто были последними, кто заключил такой договор, третьими или четвёртыми. До нас с 1933 по 1939 годы такие же заключили уже 10 государств Европы, плюс Япония и Маньчжоу-Го. На «пьедестале почёта» тут Великобритания, которая ЧЕТЫРЕ договора заключила с Германией.

Следом Италия и Франция, у них по три договора. Литва, Латвия и Эстония также заключили с Германией двусторонние договора о ненападении в марте – июне 39-го. Про это почему-то постановление съезда 1989-го не упоминает. Но отмечает, «что в этот период отношения СССР с Латвией, Литвой и Эстонией регулировались системой договоров». А какой «системе договоров» может идти речь, если лидеры этих государств уже вступили в сговор с Гитлером задолго до августа 1939 года?

— Скажите если эта инициатива будет принята (будем надеяться «когда будет принята»), противники не успокоятся. Поэтому не надо останавливаться, наступать дальше. Предусматриваются какие-то дальнейшие шаги в этом направлении?

— Хотелось бы, в идеале, чтобы это был первый шаг долгосрочной политики Российской Федерации в исторической сфере. Конечно, хочется, чтобы и в Европарламенте прозвучали соответствующие оценки. Более того, мы хотим, чтобы это повлияло на ежегодную резолюцию Совбеза ООН. С 2005 года по инициативе России каждый год принимается резолюция, осуждающая реабилитацию нацизма. Но она носит рекомендательный характер. Мы предлагаем, и обращаемся с этим предложением в МИД, чтобы в этом году они постарались придать резолюции характер обязательный. Чтобы такие мероприятия в образовательной сфере, информационной и мемориальной деятельности для всех государств стали нормой жизни. «Прививка» от фашизма и нацизма, очевидно, должна быть обязательной для всех.

И следующий шаг, о котором говорят учёные – изменение хронологической границы начала Второй мировой войны. Сейчас это дата начала войны с Польшей. Но надо её сдвигать либо на 1931 год – это начало оккупации Японией Маньчжурии, где к 1 сентября 1939 года было убито 20 млн граждан Китая. Либо на 1937, к которому Италия, Германия и Япония уже развернули боевые действия и в Европе, и в Африке, и в Азии. То есть, по сути дела, Мировая война полыхала уже до 1 сентября 1939 года.

— В момент осуждения пакта, в 1989 году, это было конъюнктурное действие. Оно было продиктовано происходившей «Перестройкой». Если мы сейчас отказываемся от того осуждения, то это будет просто спор об исторической реальности или ещё и отказ от порочной практики, которая пришла к нам вместе с «Перестройкой»?

— Однозначно ещё и отказ. И депутат Журавлёв, и все мы делаем на этом акцент. Потому что те действия способствовали распаду государства, и так называемому «параду суверенитетов». Если мы прочитаем самый последний пункт постановления, которое мы оспариваем, то увидим там раскрытие основных мотивов: «…обеспечить каждому народу Советского Союза возможности свободного и равноправного развития в условиях целостного, взаимозависимого мира…» Не сильно завуалированная формула распада страны.

Подтверждает это намерение кремлёвской власти 1980-х состав Комиссии, на заключение которой ссылаются депутаты в Постановлении. Созданная 1 июня 1989 г., она состояла из 26 человек, из которых 11 были депутатами от Прибалтики. И это не случайность. Михаил Сергеевич Горбачёв, в ходе формирования персонального состава Комиссии, поручил рассмотреть
дополнительно этот вопрос при участии делегаций Прибалтики. Сначала руководство страны отказалось от своих европейских партнёров по Организации Варшавского договора, заявив, что СССР не будет вмешиваться в восточно-европейские дела. Безропотно приняли навязанную Западом формулу по объединению Германии, «обсудили» с главой США положение в Прибалтийских республиках.

И дальше, естественно, пошли процессы внутри самого СССР: это осуждение пакта Молотова-Риббентропа. До этого лишение Брежнева ордена Победы, окончательный отход от «доктрины Брежнева». После Мальтйиского саммита 1989 года – это всё были части единого процесса по развалу нашего великого Отечества.

Дошло до того, что в задании ЕГЭ по истории среди правильных ответов содержалось утверждение, что «подписав в августе 1939 г. Пакт о ненападении с Германией, СССР способствовал началу Второй мировой войны».

Поэтому признание Постановления 1989 года недействующим на территории Российский Федерации – лишь один, но важный шаг на пути к восстановлению справедливости, на пути к возрождению нашего Отечества.

ИсточникОбщественная служба новостей