Максим Макаров. Фото из архива "НьюсБалта".

Калининградское краеведение: от славяно-балтов до первых переселенцев 1945 года

Доклад калининградского общественника Максима Макарова в Балтийском федеральном университете

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» публикует доклад руководителя общественной организации «Русская община Калининградской области» Максима Макарова, прозвучавший накануне в Балтийском федеральном университете на заседании по проекту «Без срока давности», нацеленного на сохранение достоверной исторической информации о военных преступлениях нацистов на оккупированных территориях.

Уважаемые участники
стратегической сессии всероссийского проекта «Без срока давности»!

Рад Вас приветствовать от имени региональной общественной организации «Русская община Калининградской области».
Фальсификация нашей истории, героизация нацизма в некоторых странах Запада достигли чудовищных масштабов. Наш президент постоянно говорит об этом. Для Калининградской области, для калининградцев это тем более актуально, так как мы живём в непосредственной близости от стран, регулярно допускающих в своей официальной риторике лживые русофобские высказывания, очерняющие советских солдат — победителей. Забота о правильном воспитании наших детей в этих непростых условиях является одной из наиважнейших задач нашего общества и государства. Меня это по-настоящему заботит, так как трое из моих четырёх детей — школьники, а старший учится в военном вузе.

Перед началом своего доклада я хочу ответить на традиционно возникающий вопрос по поводу названия нашей общественной организации. Вопрос звучит так: «Русская община в России. Как такое может быть?»

На это я всегда отвечаю, что наша организация «Русская община Калининградской области» может и должна быть в нашем регионе, так как в 2014 году она была основана двумя участниками штурма Кёнигсберга: командиром взвода автоматчиков Иваном Максимовичем Рожиным, а также сыном полка, военным водителем Михаилом Семёновичем Оршанко. Кроме этого в 2017 году нашу деятельность активно поддержало руководство Федерального агентства по делам национальностей.

Теперь перейду непосредственно к своему докладу, который называется «Актуальное состояние и перспективы подготовки педагогических кадров в Калининградской области».

Данная тема особенно актуальна для нашего самого западного российского региона. В 2019 году Высшая школа экономики и корпорация «Российский учебник» объявили неутешительные результаты своего исследования в Калининградской области. В итоговом докладе было заявлено, что нехватка педагогов и школ в условиях роста количества обучающихся является одной из ключевых проблем Калининградской области.

Исследование показало, что число учеников на одного учителя в Калининградской области значительно превышает аналогичные показатели в других российских регионах. Особенно был отмечен тот факт, что в нашей области наблюдается недостаток педагогов высшей квалификации.

В августе текущего года министр образования Калининградской области Светлана Трусенева (присутствующая здесь) сообщила о том, что за летний период из калининградских школ уволились 318 учителей. Министр образования успокоила общественность тем, что на их место уже пришли более 400 молодых специалистов и опытных педагогов, но, на мой взгляд, ситуация с нехваткой педагогических кадров остаётся достаточно напряжённой. Ведь ещё недавно сообщалось о том, что средний возраст калининградских учителей 47 лет, при этом пятую часть всех наших педагогов (более 1000 человек) составляют учителя-пенсионеры.

Эти неблагоприятные факторы ставят перед нами вопрос о необходимости срочного усиления региональной системы подготовки педагогических кадров.

Я хотел бы обратиться к представителям Администрации президента Российской Федерации, федерального правительства, а также лично к ректору Московского педагогического государственного университета Алексею Владимировичу Лубкову с просьбой принять решение об открытии в Калининграде филиала МПГУ – авторитетного педагогического вуза нашей страны.
Многие знают, что ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков является сторонником государственно-национальной стратегии в образовании, он неоднократно заявлял о важности формирования национально-культурной и гражданской идентичности и решающей роли педагога и учителя в этом процессе.

Детям разных народов, проживающих в Калининградской области, в том числе и русским детям, необходима качественная педагогическая помощь в сохранении их этнокультурной идентичности в сложных эксклавных условиях оторванности нашего региона от основной территории России.

В своё время в целевой программе Калининградской области «Мы – россияне» был официально отмечен тот факт, что «к сожалению, социальные, культурные, архитектурные компоненты Калининградской области в силу исторических особенностей ее формирования не отражают истинную сущность России».

Год назад в Институте социально-гуманитарного образования МПГУ создан Факультет регионоведения и этнокультурного образования. Считаю, что специалисты этого факультета могли бы помочь Калининградской области заменить школьный учебник «История Западной России».

Три года назад в интервью журналисту Николаю Долгачёву бывший ректор БФУ имени Канта Андрей Клемешев заявил о необходимости замены этого учебника новым, более пророссийским учебным пособием. Андрей Павлович тогда сказал, что с ведущими академическими институтами достигнута договоренность о разработке для Калининградской области нового учебника в рамках проекта «История России через историю регионов». Месяц назад заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Роман Балашов поставил перед руководителями калининградских вузов задачу по созданию нового учебника по истории родного края.

Русская община Калининградской области всецело поддерживает это начинание и давно предлагает кардинально пересмотреть концепцию краеведческого учебника для старшеклассников и студентов первых курсов. Если под краеведением понимать изучение истории и культуры родного края, в котором много веков жили наши предки – родные нам люди, то в Калининградской области с этим возникают всем понятные объективные проблемы. Мы здесь живём всего лишь три четверти века. При таком подходе к пониманию краеведения, на наш взгляд, калининградский учебный курс краеведения должен в себя включать:

— информацию о трагической истории наших дальних предков (славяно-балтского населения южнобалтийского побережья) в дотевтонский период;
— немногочисленные (особо подчёркиваю это) довоенные вкрапления русской истории в историю Пруссии, ликвидированной в 1947 году союзниками – победителями гитлеровской Германии;
— информацию о преступлениях нацистов против советских военнопленных и остарбайтеров – граждан СССР, угнанных с оккупированной части Советского Союза в трудовые лагеря и в лагеря военнопленных, которые были расположены в Кёнигсберге и в Восточной Пруссии;
— подробную историю Восточно-Прусской наступательной операции Красной Армии, включая героический штурм и взятие Кёнигсберга, а также информацию, опровергающую созданный Западом ложный «насильственно-мародёрский» образ советского воина–победителя;
— информацию об истории и культуре регионов – доноров первоначального населения Калининградской области (преимущественно регионов Центральной России и Белоруссии).

Русская община Калининградской области просит Администрацию президента Российской Федерации и правительство России оказать содействие в принятии руководством регионов-доноров первоначального населения Калининградской области решений о безвозмездной передаче части экспонатов из запасников краеведческих региональных музеев в муниципальные музеи Калининградской области. Это позволит калининградцам и их детям получить уникальную возможность прикоснуться к подлинным образцам родной истории и культуры без необходимости усложненного выезда на основную территорию России. Также необходимо срочно решить слишком затянутый вопрос о размещении в Калининграде постоянной и полной экспозиции музейного проекта — исторического парка «Россия – моя история».

В заключение хотелось бы отметить, что фактическим первоначальным правопредшественником Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта был Калининградский государственный педагогический институт, созданный в 1947 году. Последний факт является ещё одним доводом в пользу принятия решения о воссоздании в Калининградской области отдельного педагогического высшего учебного заведения.

Спасибо за внимание.

P.S.

Свой доклад Максим Макаров предварил личными пояснениями, опубликованными на портале Rusmir39.ru. Редакция «НьюсБалта» сочла необходимым также опубликовать, чтобы наши читатели понимали общественно-политическую «кухню» Калининградской области на патриотическом поприще. Итак:

Несколько дней назад на адрес электронной почты РОО «Русская община Калининградской области» совершенно неожиданно для меня пришло письмо с приглашением принять участие в стратегической сессии «Всероссийского проекта «Без срока давности» — историческая память о геноциде мирного населения в годы Великой Отечественной войны в образовательном пространстве России».

Учитывая тот факт, что в течение почти семи лет существования общественного объединения «Русская община Калининградской области», правительство Калининградской области и калининградские вузы НИКОГДА НИКУДА меня не приглашали, вышеуказанный факт приглашения — экстраординарное событие для меня лично и возглавляемой мной организации. Тем более после того, как в прошлый четверг депутаты Калининградской областной Думы не поддержали мою кандидатуру при голосовании за новых членов Общественной палаты Калининградской области (за меня проголосовали только 3 депутата, их фамилии неизвестны, т.к. голосование было тайным). У депутатов не дрогнула рука отказать ветеранам — строителям Калининграда, так как мою кандидатуру официально выдвинул «Фонд социальной поддержки ветеранов — строителей», представление на меня подписал президент этого фонда, заслуженный строитель РФ, ветеран восстановления Калининграда Алексей Стефанович Войтов. С ним мы познакомились при создании Русской общиной Калининградской области инициативной группы «Дом Советов — народное достояние».

Но нет худа без добра. Вполне допускаю, что аналогичные вышеуказанным документы на всех кандидатов в общественную палату (в том числе и на меня) могли быть просмотрены кем-то из сотрудников федеральных органов государственной власти, отвечающих за Калининградскую область. Может быть, отсюда и родилось неожиданное приглашение на мероприятие в БФУ им. И.Канта, которое было организовано Администрацией президента РФ…

Так как главной темой проекта «Без срока давности» являлось донесение информации о геноциде мирного населения в годы Великой Отечественной войны до школьников и студентов через российскую систему образования и науки, я решил назвать свой доклад «Актуальное состояние и перспективы подготовки педагогических кадров в Калининградской области» и рассказать в нём о кадровых проблемах в калининградских школах, а также напомнить о теме разработки нового краеведческого учебника для наших детей. Патриоты давно (ещё с нулевых годов) боролись за удаление из калининградских школ антироссийского (на наш взгляд) учебника «История Западной России».

Три года назад патриотическая общественность региона направляла открытое письмо министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, после чего тогдашний ректор БФУ имени И.Канта (в интервью Николаю Долгачёву) признал необходимость замены этого «случайно» дефектного учебника с привкусом русофобии… К сожалению, за три года новый учебник сотрудниками БФУ имени И.Канта и привлеченными (по словам Клемешева) к его разработке академическими российскими институтами так и не был разработан (как я узнал, работа по написанию учебника в БФУ ведётся и «скоро всё будет», типа обещанного три года ждут).

В том числе по этой причине я решил обратиться к Администрации президента РФ, правительству России и руководству Московского педагогического государственного университета (МПГУ) с просьбой принять решение об открытии в Калининграде филиала МПГУ – авторитетного педагогического вуза нашей страны. Учитывая ярко прогосударственную позицию его ректора А.В. Лубкова, я считаю, что подчинённые ему сотрудники смогут не только помочь калининградцам в разработке нового учебника, но и усилить региональную систему подготовки педагогических кадров.