Стритфуд в Калининграде у германском могильном кресте. Скриншот: livejournal.сom.

«Разве событие — съесть хот-дог в Калининграде?»

Профессор Балтийского федерального университете Ирина Кузнецова рассуждает, почему проекты, связанные с российской культурой, отвергаются калининградским минкультом

Известно, что государь Пётр Великий, создав свою лейб-гвардию, поручал гвардейцам важнейшие государственные дела, включив их в управление империей. Его гвардейцы проверяли порядок в полках и в армиях, невзирая на недовольство генералов, считавших себя выше и по званию, и происхождению. Лейб-гвардейцев император отправлял организовать строительство порта на Дальнем Востоке, отдавал гвардейцам в управление целые губернии, создал из них первую антикоррупционную полицию, что потрясло не только российское высшее дворянство, но и европейскую аристократию. Гвардейцы всегда выполняли поручения своего государя, ведь он дал им драгоценное чувство сопричастности Делам Отечества, осознание своей необходимости государству Российскому.

Профессор Ирина Кузнецова. Иллюстрация: lib39.ru.

Этот экскурс в историю нашей Родины я предприняла для того, чтобы была точка отсчёта при размышлении о том, какие интересы определяют действия нынешних государственных служащих. Разумеется, речь идёт не обо всех, а об одной конкретной категории в одной конкретной области – о Министерстве культуры самой западной российской территории – Калининградской области.

Калининградская область обладает характеристиками, которые не имеют места ни в одном российском регионе.
Во-первых, она вошла в состав нашей страны в результате Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а до этого данная территория в течение 700 лет являлась землёй Восточной Пруссии. Этот факт имеет своё выражение в ландшафте, в сохранившейся архитектуре, но помимо своего материального образа, имеет образ виртуальный – представления о событиях и людях, оставивших о себе память в коллективном сознании разных народов, прежде всего, российского и немецкого.

Во-вторых, после своего образования Калининградская область успешно развивалась. В ней был создан единственный в мире рыбопромышленный комплекс, функционировали предприятия мирового уровня: «Факел» — предприятие космической техники, «Светотехника» в Гусеве, выпускавшая самые мощные в мире прожекторы для аэродромов и кораблей, «Кварц», «Газавтоматика» и др. С 60-годов производилось столько молока, что детей во всех школах области заставляли ежедневно выпивать стакан молока, причём бесплатно. В то же время, область являлась форпостом страны. Здесь базировался Балтийский флот и мощная авиационная группировка, в военных учебных заведениях получали образование юноши из всех советских республик, стран социалистического лагеря и некоторых некапиталистических стран, как тогда говорили.

В-третьих, после 1991 года Калининградская область оказалась эксклавом в окружении стран ЕС и НАТО – Польши и Литвы. После эйфории 90-х годов, когда многим наивным людям казалось, что весь мир нас любит, а потому надо убрать войска из области, закрыть военные учебные заведения, разломать военные городки, и двигаться к «цивилизованному» обществу, наступило отрезвление и стало ясно, что всё же форпост, причём в более жёстких условиях, когда русофобия стала государственной политикой соседних стран.

Понятно, что эти характеристики, эти параметры жизнедеятельности Калининградской области находят своё выражение в стратегии России, в её геополитических интересах, направленных на берега Балтики. Геополитические интересы Российской Федерации связаны, прежде всего, с укреплением российского присутствия в данном регионе.

Надо сказать, что многие калининградцы обращают внимание на постоянные полёты военных самолётов. Тогда, слыша звук двигателей, они говорят: «Полетели наши натовцев от границы отгонять». Конечно, возросшая, по сравнению с 90-ми годами, мощь группировки российской армии на нашей территории способствует укреплению позиций России в Балтийском регионе. Однако надо иметь в виду, что «железо» всего лишь железо, а решает всё в военных столкновениях сила духа, решимость армии «до конца стоять». Стойкость и мужество, готовность защищать Родину, «любовь к отеческим гробам» (Пушкин), к родному слову, истинный, а не казённый и не квасной патриотизм воспитывается культурой.

Военная составляющая важна, но не является главной в реализации геополитических интересов России в её эксклаве на Балтике. Основная задача – это сформировать в окружающем мире, в сопредельных странах отношения доверия и уважения к нашему народу, к государству Российскому. Именно эти отношения способствуют экономическому и научно-техническому сотрудничеству, прогрессу и миру. И это обеспечивается именно культурной политикой, в том числе и в Калининградской области.

Культурная политика должна, прежде всего, содействовать укоренению, закреплению, эффективному функционированию системы ценностей отечественной культуры. И отвечает за это правительство Калининградской области, министерство культуры и туризма. Вот теперь и посмотрим, как оно отвечает, каковы приоритеты культурной политики нынешнего министерства, возглавляемого А. Ермаком. Как юрист по образованию, как государственный служащий, он должен понимать, каковы геополитические интересы России, должен сознавать свою ответственность за дело, порученное ему страной.

Прежде всего, обратим внимание, каким образом утверждается связь Калининградской области со всей Россией, от которой она отделена границами, каким образом жителям области напоминают о важных событиях российской истории, происходивших на нашей земле.

Вот небольшая хроника. Декабрь 2016 года, в Кафедральном соборе на острове Канта происходит представление нового директора ГАУКО «Кафедральный собор». Присутствовавший при этом И. Д. Бакрымов, обращаясь к руководству области, напоминает, что предстоящий 2017 год включает в себя важные для российской истории даты: 500 лет союзнического договора государя Московского Василия III и Альбрехта Бранденбургского, впоследствии первого герцога Восточной Пруссии. Василий III, заключая этот договор, исходил из геополитических интересов государства: выйти на берега Балтийского моря. Данное предложение вызвало только насмешливую реакцию руководства области.

Столь же весело было встречено и следующее предложение: отметить в 2017 году 320 лет Великого посольства Петра I. Заметим, что в 1997 году 300-летие Великого посольства стало поводом для международного фестиваля. На реке Преголе стояли парусные корабли, прибывшие из разных стран, на разных концертных площадках выступали артисты, прибывшие из российских городов, из других стран. И 20 лет спустя о том фестивале помнят калининградцы, даже те, кто забыли какие-либо исторические даты, сразу назовут: Великое посольство – 1697. Но для нынешнего министерства культуры – это слишком далёкая и не интересная им история России.

В статье «Накипело» главный редактор «Балтики», единственного в Калининградской области журнала, посвящённого культуре, задаёт вопрос о том, почему отменили фестиваль «Территория мира», благодаря которому калининградцы увидели выступления, например, знаменитого российского Моисеевского ансамбля, других коллективов и солистов, представляющих отечественную культуру, увидели и услышали выступления зарубежных артистов. На самом деле, ликвидация данного фестиваля, между прочим, финансируемого министерством культуры России, лишило калининградцев возможности увидеть прославленные отечественные коллективы, встретиться с любимыми артистами, почувствовать свою душевную связь с родными напевами, вспомнить о корнях в далёких областях России.

В этой же статье выражается недоумение по поводу отмены премии «Признание» в области профессионального искусства. Что касается этой премии, то стоит вспомнить, что она была учреждена в год 50-летия Калининградской области. Тогда ко мне, как заместителю губернатора, пришёл Г. В. Жезмер, руководитель регионального Центра искусств и предложил к юбилею области учредить эту премию. Первый губернатор Калининградской области Ю. С. Маточкин, который был очень образованным человеком, доктором экономических наук, профессором, хорошо понимал значение культуры для развития экономики, для прогресса общества, был настоящим государственником, принял эту идею. Жюри по присуждению данной премии весьма строго и ответственно подошло к делу, и в первый раз даже не во всех номинациях выявились победители. Тогда премию получил Молодёжный театр города Советска за постановку «Маскарада» М. Ю. Лермонтова. В следующем году был отмечен премией незабвенный спектакль Музыкального театра «Город нашей юности», посвящённый первым переселенцам Калининградской области. В дальнейшем премию получали художники и писатели, чьё творчество способствовало сохранению и развитию российской культуры в Калининградской области.

И так продолжалось, пока нынешнее министерство не пришло к выводу, что премия «Признание» не является полезной для развития культуры. А высказывания главного редактора журнала «Балтика» вообще вредны, поэтому от редактора потребовали написать опровержение, хотя в самом требовании ещё раз подтвердили свою позицию, объективно противоречащую интересам государства. Более того, тираж журнала со статьёй «Накипело» арестовали и сложили в подвале областной библиотеки, директором которой является бывший замминистра культуры, по-видимому, разделяющая позицию коллег, что следует из её заявления о том, что «мы финансируем издание журнала», забывая, что их самих финансируют граждане, аккуратно выплачивающие налоги. Это выглядит как введение цензуры, причём она направлена против высказываний, ратующих за сохранение и развитие отечественной культуры, что соответствует национальным интересам России.

Итак, понятно, что проекты и предложения, связанные с российской культурой, отвергаются министерством. Что предлагается? Фестиваль уличной еды – «Street food». Инициатор и горячий пропагандист этого действа министр Ермак, даже не подозревает, насколько он точен, называя данное мероприятие не по-русски: в отечественной культуре перекус на ходу, на лавочке в парке или прямо на земле, а ещё на могильном кресте возле Кафедрального собора, под которым похоронены дети, сгоревшие в соборе во время английской бомбардировки 1944 года, вовсе не считается едой.

Кафедральный собор, в котором при И. А. Одинцове, его восстановившем, звучали великие произведения, выступали великие музыканты современности, теперь стоит окутанный запахом перегоревшего масла, запахом фастфуда-стритфуда. Из него доносятся звуки «собачьего вальса». Это играет очередной турист из группы экскурсантов, которых «титулярный органист» Авраменко «посвящает в тайны органа» (так говорится в афише). Для проникновения в «тайну» экскурсанты залезают, как в личную кладовку «титулярного органиста», внутрь инструмента, равного которому не было ни в России, ни в Европе, и который теперь уже нельзя слушать, если есть хоть какой-то слух и знание музыки. Невозможно без слёз слышать его фальшивое звучание.

Ради чего проводится этот фестиваль «Street food»? Какие культурные навыки, не говоря уж о ценностях культуры, он формирует? Может быть, навыки общения? Но о каком общении и культуре можно говорить, если собеседники с немытыми руками сидят прямо на газоне в Дендропарке, среди растений из Красной книги на острове Канта, да и в разговоре употребляют ту лексику, за которую, бывало, штрафовали. И не противоречит ли всё это действо программам других министерств, например, Министерства здравоохранения Калининградской области или проектам в области молодёжной политики? Они, вроде бы, ратуют за здоровый образ жизни, который предполагает иной тип питания.

Рассуждения о привлечении туристов, о «событийном туризме» тут вообще не при чём, потому что «событийности», о котором вещают в министерстве культуры, конечно, нет. Разве событие — съесть «хот-дог»? Заметим, что даже далёкие от лингвистики люди чувствуют, что если перевести на русский язык, то немного желающих будет покупать и есть «горячую собаку».

Итак, какие же государственные интересы, в том числе геополитические, пытается реализовать Министерство культуры Калининградской области? Приходится констатировать: интересы государства Российского не входят в число приоритетов тех, кто вроде бы состоит на государственной службе, кто должен способствовать реализации стратегии России. Ни о какой сопричастности делам государства, вдохновлявшей лейб-гвардейцев Петра, министерство культуры в целом и сам министр, в частности, не помышляют. Тогда и государственными служащими они называться не могут и не должны. В коммерцию их, в коммерцию.

Профессор И. Кузнецова