Вывески в Кишинёве. «Как в Чикаго». Фото Р. Панкратова.

Руслан Панкратов: Из молдаван штампуют манкуртов

Наблюдения лидера общественной организации «Русский мир Латвии» из Молдавии, где проходит второй тур президентских выборов

Председатель общественной организации «Русский мир Латвии» Руслан Панкратов, находящийся в настоящее время в Молдавии в качестве международного наблюдателя за вторым туром президентских выборов, ужаснулся от обилия англоязычных вывесок и надписей в бывшем советской республике. Свои наблюдения Панкратов прислал в редакцию информационно-аналитического портала «НьюсБалт».

«Всем привет! Как известно, во второй тур президентских выборов в Молдавии прошли два кандидата – бывший премьер-министр Майя Санду и действующий президент Игорь Додон. Если Игорь Николаевич, как человек, выросший в СССР и искренне любящий свою страну, ратует за дружбу и сотрудничество с Россией и в целом со странами СНГ, то Майя Санду является не просто олицетворением неолиберального западного клана, она — непосредственный исполнитель целей и задач, которые ставит перед собой капитализм с нечеловеческим лицом.

Так вот, первое, что мне бросилось в глаза в Кишинёве, это небывалое засилье рекламных вывесок на английском языке. Реальное впечатление, что ты находишься в пригороде Чикаго. Полный сюр, город из 90-х, со всеми разбитыми дорогами, тротуарами, помостами и парками, но с невероятной западной рекламной атрибутикой сладкой жизни, где якобы умеют ценить человека с большой буквы. Вероятно, по замыслу авторов, такая компании как-то должно воодушевить простых молдаван на новую мечту по сближению с ЕС. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что «молдавский путь» — это мираж для легковерных простаков, которые продолжают верить в медовые речи Джорджа Сороса о его гуманитарной миссии и филантропии. Представляю, как старичок не спит и всё думает, как бы возвысить жителей Молдавии в мировом сообществе, а страну провести к процветанию.

Как обычно, уничтожение страны, её устоев продвигается по нескольким направлениям. Это, прежде всего, упадок образования, включая вытравливание родного языка и культуры, а также навязывание новых потребительских ценностей, переписывание истории, разрушение культурно-исторических традиций и т.д. Вы спросите, как обстоят дела с русским языком в Молдавии? Так именно госпожа Санду, будучи министром образования, закрыла 140 русских школ. Удивил один из её рекламных роликов: «Знание русского – это значит ты продаёшь свои корни». Вернись, мол, к своим корням. Но «своё» у неё своеобразное. Вроде бы говорит о молдавском языке, но всё движется к тому, что молдавский на пороге полного истребления, повсеместно он заменяется на румынский язык, а в рекламно-публичной сфере, как я говорил выше, на английский. Некоторые официальные лица Молдавии в ранге министров неоднократно заявляли, что «молдавский и румынский — это один и тот же язык».

По официальным данным переписи населения 2004 года, 78,4% граждан Молдавии назвали своим родным языком молдавский, и лишь 18,8% назвали родным языком румынский (в городах — 30,9%, в селах — 13,0 %), но эти «румыны» при ответе на вопрос о национальной принадлежности отнесли себя к молдаванам. В 2011 году, согласно статистике, более 78% граждан Молдавии полностью владели русским языком и только 1% респондентов заявил, что его не знает вовсе. В 2014 году прошёл интересный референдум, в котором провокационно задавался вопрос: «Вы не против, если молдавский язык будет называться румынский?» В таком подходе явно видится начавшийся внутренний раскол молдавской этнопсихологической жизни. Обсуждение вопроса об именовании государственного языка Молдавии «молдавским» или «румынским» в настоящее время теперь имеет только политический оттенок.

Тем временем, уже сейчас по обкатанной во многих странах, включая Латвию, схеме происходит наложение на политический «языковой» фундамент юридической базы. Например, в школах и вузах современной Молдавии предмет «молдавский язык» уже отсутствует, зато есть углублённо изучение румынского языка и литературы. Предмет «молдавский язык» — ещё даже на кириллице! — преподаётся только в учебных заведениях Приднестровья и то факультативно. Первоначально молдавскому языку были присвоены коды ISO 639 — mo и mol, однако в 2000-е годы они были отменены и сейчас у молдавского языка нет отдельного кода ISO. Также известный справочник по языкам мира Ethnologue: Languages of the World, содержащий сведения о более чем 7000 живых языках мира, не упоминает молдавский как отдельный язык, а трактует его как альтернативное название румынского. И вот итог: несколько лет назад появилось сообщение, что Румыния заблокирует присоединение Молдавии к Европейскому союзу, «если Кишинев не откажется от исторического названия своего языка — молдавский язык и не признает румынский единственным официальным».

Очевидно, что язык является оружием в переформатировании сознания людей, их генетического кода. Таким же образом действуют и латышские неонацисты наших местных шпротных элит. Подрезая корни, снижается психологическая защита и устойчивость, человек становится невероятно уступчив к внедрению чужеродных программ, «заботливо» вложенных авторами извне. Достигнув состояния манкурта, остаётся только ожидать естественного вымирания этого вида. Именно поэтому и исходя из опыта ведения пси-войн, так необходимо и так важно отстаивать свои интересы национальной и этической грамотности.

Необходимо не просто осознавать, но и эффективно противостоять разрушению морали и народных традиций. В этом видится сила, ибо, если бы это было бы не так, то господин Сорос на это даже не тратил бы время, не говоря уже о заоблачных суммах.

…Что же касается простых людей в Молдавии, то все общаются на русском языке. На русском говорят хорошо даже молодые люди, без акцента и тяжёлого подбора слов. Меню в ресторанах продублировано на трёх языках: румынском, английском и русском. Но учитывая, как работает англосаксонское разведсообщество и коллективный Запад – они никуда не торопятся. И даже многие из нас не заметят, как утратят всё самое ценное, что передали нам предки за многие века. По сути, мы возвращаемся и говорим о противостоянии Западной и Восточной цивилизаций. Хуже вражды с англосаксом может быть только дружба с ним».