Латышский профессор о языковой политике: «В законе одно, но мы-то договоримся»

Из-за непростой языковой политики, дискриминируются не только русскоязычные слои населения, но и сами латыши.

Языковая инспекция в Латвии и Эстонии превратилась в инструмент политического давления. Такое мнение высказал «Newsbalt» декан факультета социальных наук Латвийского университета Юрис Розенвалдс, приехавший в Калининград для участия в летней школе «Studia Baltica». Кроме того, по словам профессора, проблема осложняется ещё и тем, что дискриминируется не только русскоязычное население страны, но также дискриминируются и латыши.

— Латышская молодёжь оказалась заложником этой языковой политики. Она была направлена на вытеснение русского языка. Особенно в сельских районах у нас целые поколения есть, которые русского языка больше не знают, — говорит Розенвальдс.

Теперь же при устройстве на работу в Риге с соискателей требуют знание русского. А Рига — город, где у латышской молодёжи есть гораздо больше шансов получить работу.

— Работодатель в фирме или в магазине спрашивает: парень, а ты по-русски говоришь? Это бизнес, — констатирует Розенвальдс.

В такой ситуации остаются недовольными уже националистические слои Латвии. А проблема в том, по мнению Розенвалдса, что в Латвии есть латышский язык и есть «все остальные». Это в корне неправильно, так как «статус языков нацменьшинств надо регулировать», считает профессор. Например, в Даугавпилсе всего 17 % латышей. Соблюдение закона о языке там проблематично. «Зачем говорить на латышском, если в учреждение пришла, например, русская бабушка, а работники сами тоже русские». Напомним, в Латвии действует закон, согласно которому в официальных учреждениях необходимо использовать латышский язык.

— Вот и получается: в законе – одно, но «мы-то договоримся», — разводит руками Розенвальдс.

По мнению профессора, любая языковая политика должна быть основана на компромиссе.