Организация полётов первых лиц Польши в 2005-2010 годах представляла угрозу для жизни пассажиров. К такому выводу пришла Высшая контрольная палата Польши, передаёт «Gazeta Wyborcza».
В том числе, рейс погибшего в авиакатастрофе президента Польши Леха Качиньски был организован с нарушениями. Российские и польские дипломаты обсуждали визит только по телефону, со стороны Польши дипломатическое соглашение заключили только посольство в Москве и МИД. Вылет самолёта с президентской делегацией из Варшавы был неправомерным, так как ни у кого из пассажиров не было дипломатического соглашения.
Также специалисты выявили нехватку персонала и низкий уровень обучения экипажей в 36 лётном полку, обслуживающем первых лиц государства. За пять лет полк покинули 34 квалифицированных пилота по причини отсутствия перспектив карьерного роста, рациональной организации труда и отсутствия нового оборудования. Высшая контрольная палата подчёркивает, что ответственность за такое положение дел (нехватка кадров, плохая подготовка экипажа) несёт командование ВВС Польши и минобороны.
Ранее польской комиссией по расследованию аварии под Смоленском было выявлено, что пилоты 36 лётного полка не проходят обучение на тренажёрах ТУ. Высшая контрольная палата подтвердила выводы, отметив, что «до конца 2010 года в полку действовала система обучения пилотов, которая использовалась еще в 1970-х годах».
Кроме открытого сообщения эксперты сделали закрытый доклад для правительства. В нём говорится о неспособности управления безопасности правительства «оценить уровень угрозы, которой подвергаются охраняемые лица». В марте правительству Польши будет представлен подробный отчёт об обнаруженных нарушениях.
Справка «NewsBalt». Самолёт польского президента Ту-154 потерпел крушение под Смоленском при заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный 10 апреля 2010 года. Кроме Лехом Качиньски на борту находилась его супруга, и часть руководства страны, которые направлялись на памятные мероприятия в Катынь. Погибли все 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа.