Глава ЦИК Латвии: Члены избиркома могут не общаться на русском с теми, кто не владеет латышским языком

Цимдарс подчеркнул, что те, у кого проблемы с латышским, должны заранее ознакомиться с процедурой проведения референдума.

Члены избирательной комиссии Латвии на участках во время всенародного голосования не обязаны объяснять на русском языке пожилым людям, не знающим латышского, процедуру голосования. Об этом заявил глава Центризбиркома Латвии Арнис Цимдарс, передаёт «Mixnews».

«NewsBalt» напоминает, сегодня, 18 февраля, в Латвии проходит референдум по законопроекту «Поправки к Конституции Латвийской Республики». Законопроект предусматривает внесение поправок в статьи 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции, включив в них положение о русском языке как втором государственном языке, и установив, что рабочими языками также и самоуправлений являются латышский и русский языки.

Цимдарс отмечает, что члены избиркома могут не владеть иностранными языками.

— Этот вопрос никак не регламентируется. Вся процедура у нас на латышском языке. Если спросите мое мнение, то я скажу, что наша задача — не создавать лишних противостояний на участке, я к этому и призывал, — отметил глава ЦИК.

Тем, кто плохо понимает латышский, прежде, чем идти на участок, нужно изучить правила процедуры, подчёркивает Цимдарс.

— Нужно, чтобы те люди, которые могут такому человеку объяснить, помогли ему. Если говорить про конкретный случай, когда член комиссии на избирательном участке русским языком не владеет, то мы не можем от него этого требовать. В данном случае требование о наличии знаний русского языка выдвинуто не было. Такое требование было выдвинуто по отношению к латышскому языку. Ну что же делать, если присутствующие не владеют русским? — говорит он.

Между тем, лидер общества «За родной язык», один из инициаторов референдума Владимир Линдерман назвал свинством нежелание членов избирательных комиссий общаться на русском с пожилыми людьми, не владеющими латышским. Но формально члены избирательных комиссий имеют право не использовать русский, констатирует Линдерман.

— Это жутко несправедливо, это беспредел. Но с формальной стороны они правы. Вот это и есть тот момент, который доказывает, что у русского языка нет никакого статуса. Юридически к этому придраться невозможно, — сказал он.

Для того, чтобы предотвратить это, русскому языку нужно придать официальный статус.

— На сегодняшний день, если говорить о формальной стороне вопроса, ничего сделать нельзя. Можно лишь пожурить и пристыдить их. В сфере обслуживания бизнес сам диктует необходимость использования русского, но как только сталкиваешься с государственным уровнем, то понимаешь, что переход на русский язык – это только добрая воля чиновника, — сказал Линдерман.