Омбудсмен: Отказавшись принять подписи за русский язык обучения, президент Эстонии не прошёл тест

По словам Сергея Середенко, просьба «Русской школы Эстонии» носила ритуальный характер, что входит в практику президента.

Некоммерческая организация «Русская школа Эстонии» получила отказ канцелярии президента встретиться с представителями объединения для передачи подписей в поддержку образования на русском языке. Российский омбудсмен в Эстонии Сергей Середенко считает, что ответ канцелярии президента представляет собой типичную эстонскую бюрократическую отписку, не имеющую никакого правового основания, передаёт «Dzd».

По словам Середенко, просьба, с которой представители НКО «Русская школа Эстонии» обратились к президенту республики, – принять с целью передачи подписей, – имеет ритуальный характер, и хорошо вписывается в «обычную» (от слова «обычай») практику президента республики Тоомаса Хендрика Ильвеса. Более того, сами подписи в поддержку образования на русском языке также имеют в основном символический характер, т.к. законодательство ЭР не предусматривает наступления правовых последствий от подобного рода сбора и передачи подписей. То есть можно утверждать, что целью встречи с президентом было именно ритуальное действие. В этом случае президент совершенно свободен в своих решениях, и отказ вам продиктован исключительно политическими соображениями.

В своём ответе канцелярия президента ссылается на «исполнительную власть», что, по мнению Середенко, лишено правового смысла, так как, опять же, речь идет о ритуальном действе, не прописанном в компетенции ни одного из учреждений. Более того, согласно правилам делопроизводства, некомпетентный адресат, получивший обращение «не по адресу», обязан сам переправить его компетентному адресату, а не возвращать отправителю, так что и в этом случае канцелярия президента республики не права, – указывает Сергей Середенко.

По его мнению, все это – вне правового регулирования, так как передача подписей не есть обращение. «В данном случае получилась проверка президента на предмет политической культуры, и тест он явно не прошел», – заявил русский омбудсмен.

Как ранее писал «NewsBalt», в Эстонии планируется сократить количество гимназий, а также существенно уменьшить число школ, преподающих на русском языке. Согласно новому закону, с 2013 года 60% предметов в таких школах будут преподаваться на эстонском языке. Чтобы как-то сохранить русский язык преподавания, школы вынуждены прибегать к хитростям. Например, Таллинский Линнамяэский русский лицей из муниципальной школы превратился в фонд.