Европейские потребители по призыву своих правительств начали экономить: покупать более дешевые продукты, все реже позволять себе крупные покупки и все чаще использовать интернет-магазины распродаж. «The Wall Street Journal» пишет, что смена потребительских привычек европейцев может оказать долгосрочное влияние на экономику и прибыли компаний.
Потребительская уверенность в 17 странах еврозоны упала до наименьшего значения с 2009 года. Потребительские расходы в 2012 году на товары и услуги в Западной Европе ожидаемо снизятся на 0,9%. Французские потребители уже потратили на 0,2% меньше во втором квартале по сравнению с первым, на меньшее количество промышленных товаров, заявило французское агентство государственной статистики.
По данным исследования рынка фирмой Euromonitor International, сильнее других страдает рынок продуктов питания: в течение многих лет европейские домохозяйства тратили на еду для дома почти в два раза больше, чем американские. Но высокие цены толкают людей на сокращение расходов на продукты. Расходы на питание на семью в Западной Европе, как ожидается, снизятся на 2,7% в 2012 году, потребители перейдут в режим «жесткой экономии», и на покупки в дисконтных супермаркетах, которые продают продукты под собственными торговыми марками, по более низким ценам.
В рестораны европейцы также ходят реже — в этом году расходы на их посещение снизятся на 3,5%. Зато бурно развиваются онлайн-магазины: в ближайшие 5 лет рынок вырастет на 12%.
Изменение потребительских привычек уже отразилось на прибылях европейских корпораций: к концу прошлой недели 180 корпораций, входящих в список Stoxx 600, отчитались за второй квартал — выручка снизилась на 12% по сравнению с прошлогодней.
Как ранее писал «NewsBalt», 29 февраля в Брюсселе прошла общеевропейская забастовка против политики жёсткой экономии, и, в частности, против проекта договора о бюджетной дисциплине. Режим «жесткой экономии» необходим Европе, по мнению главы Международного валютного фонда Кристин Лагард.