Комитет, определявший как будет расследоваться смоленская катастрофа 10 апреля 2012 г. и координировавший работу правительства Польши, прекратил своё существование. Решение о его роспуске подписал накануне премьер Дональд Туск.
Почему это произошло только спустя два года после катастрофы? — задаётся вопросом польское издание «Polityka.pl». Канцелярия премьера не даёт официальных комментариев, неофициально можно услышать, что – хотя комитет уже давно не собирался – ещё продолжались работы, завершающие его деятельность, главным образом они касались компенсаций семьям погибших.
Немного больше света на это событие даёт ответ на депутатский запрос депутата Марка Ополы, представителя партии «Право и Справедливость», который дал вице-шеф канцелярии премьера Войчех Новицки. Из ответа следует, что комитет провёл шесть собраний, большая часть из которых состоялась в апреле 2010 г. последний раз его члены собирались в январе 2011 г. Собрания проходили в канцелярии премьера и не были документированы.
«Межведомственный комитет по вопросам координации действий, предпринимаемых в связи с трагической авиакатастрофой под Смоленском» — так он назывался официально – был сознан на следующий день после катастрофы. В его состав входили государственные чиновники самого высокого ранга: премьер-министр, как глава комитета, вице-премьер Вальдемар Павляк, министр обороны Богдан Клих, министр юстиции Кшиштоф Квятковски, министр внутренних дел и администрации Ежи Миллер, министр иностранных дел Радослав Сикорски, глава канцелярии премьера Томаш Арабски и министр Михал Бони. На некоторые заседания приглашали также прокуроров.
Главной целью работы комитета была координация действий правительства, связанных с катастрофой, в том числе по помощи семьям погибших. Но не только: именно этот комитет постановил, что расследование причин катастрофы будет проводиться на основании знаменитого 13-го приложения к Чикагской конвенции (Конвенция о международной гражданской авиации). Это решение на протяжении многих месяцев было предметом горячей дискуссии, особенно остро критиковали её представители «Права и Справедливости» и связанные с этой партией СМИ.
Так же категорично «ПиС» оценивала и работу комитета, формулируя прямо-таки фантастические суждения, продолжает издание. Деятели «ПиС» во главе с Антонием Мачеревичем упрекали комитет в том, что его заседания никогда не протоколировались и не записывались в иной форме.
«Следует подумать, не относится ли это к компетенции государственного трибунала. Создание власти секретной, находящейся вне какого-либо контроля является преступным действием», — гремел Мачеревич на страницах издания „Gazeta Polska Codziennie”. Он же руководит комиссией «ПиС», проводящей своё «расследование» Смоленской катастрофы.
Межведомственный комитет был одной из двух такого типа правительственных структур, созданных сразу же после катастрофы. Другой коллектив, распущенный гораздо раньше и возглавляемый Михалом Бони, занимался организацией похорон 96-ти жертв катастрофы президентского самолёта.
«NewsBalt» напоминает, что 10 апреля 2010 года в районе аэродрома Смоленска «Северный» разбился польский Ту-154. В авиакатастрофе погиб президент Польши Лех Качиньски с супругой, а также большая часть руководства страны. Всего на борту самолета находились 88 пассажиров и 8 членов экипажа. МАК всю вину за трагедию возложил на пилотов, которые якобы под давлением высокопоставленных лиц пытались посадить самолёт «любой ценой».