Польский сенатор Ян Филип Либицки (Jan Filip Libicki), находящийся в Калининграде с частным визитом, прокомментировал информационно-аналитическому порталу «NewsBalt» своё виденье перспектив России во Всемирной торговой организации (ВТО).
— Во-первых, я хотел бы поздравить Россию с тем, что долгий 19-летний период вхождения России в ВТО завершился благополучно. Я за свободный рынок и считаю, что таможенных пошлин не должно существовать вовсе. Но я, конечно, понимаю, что экономика России для перехода на принципиально другой тип экономики должна сохранить таможенные барьеры. Иначе всё рухнет. И это переходное время должно быть использовано для реструктуризации производства. Но для этого желательны две вещи – приток капитала извне и приток инновационных технологий, что более важнее.
Сравнивая же впечатления от вступления Польши в ВТО, замечу, что Польша не заметила этого вступления (полноправным членом ВТО Польша стала в 1995 году. — «NewsBalt»), поскольку произошло более весомое событие – вступление страны в Европейский Союз (статуса ассоциированного члена ЕС Польша добилась в 1994 г. — «NewsBalt»). Первые годы в Польше не произошло никаких потрясающих перемен, но начались психологические изменения в подходе других стран Европы. Европейский бизнес стал размышлять – если Польша стала участницей Евросоюза, значит, там безопасно, значит, мы можем пойти туда с инвестициями.
В России результат должен быть аналогичным. Страны – участницы ВТО – станут теперь постигать Россию как своего полноправного партнёра, без опасений за свой бизнес. Это психологический момент, который очень важен. Расслабленный психологический подход Европы к России – имеет колоссальное значение в экономической сфере.
— Существует «польский опыт» развития в ВТО?
— Я вам отвечу так: основные средства бюджета России – это средства, вырученные за счёт продажи энергоресурсов и полезных ископаемых. Могу ошибаться, но я читал, что это 83% российского бюджета. Если это так, то перед Россией стоит грандиозная проблема реструктуризации бюджета. Это проблема настолько колоссальна, что опыт Польши, который мы наработали за 20 последних лет, ничтожен.
— В Калининградской области уже высказываются опасения, что из-за наплыва продуктов и услуг из-за границы и, прежде всего, из соседней Польши регион ждёт безработица, поскольку местные предприятия и учреждения не выдержат конкуренции. Ваше мнение?
— Не так давно мы были с российскими сенаторами в Познани, где президент Познани нам сказал, что в его районе проживает 750 тысяч человек и зарегистрировано 100 тысяч юридических лиц. Это микрофирмы, которые тем не менее все работают. И когда российские сенаторы спрашивали, а как насчёт безработицы, то президент Познани ответил, что руководство фирмы скорее себе зарплату уменьшит, чем лишится работников. Там, в основном, семейный бизнес в сфере услуг. И я призываю это же делать в Калининграде. И, может я не прав, но польский опыт говорит, что ситуацию в этом случае может изменить децентрализация власти. В Польше любой инвестор, желающий вложить деньги, например, в теплосбергательные комплексы, обращается к самому мелкому чиновнику, председателю самоуправления. И он принимает решение, естественно, на основании законов о тендерах. Но не к губернатору! А в России такие решения принимаются на достаточно высоком уровне.
Справка «NewsBalt». Ян Филип Либицки, 41 год. Польский политик, историк, депутат сейма V и VI созыва, депутат сената VIII созыва. В 1996 году закончил исторический факультет Познаньского университета им. Адама Мицкевича. Член парламентского клуба «Гражданской платформы». В настоящее время Либицки является председателем польско-российской экономической комиссии в сенате. Ян – инвалид-колясочник.