Из Финляндии пришёл новый тревожный сигнал, который можно трактовать как предпосылки к выходу страны из еврозоны. По сообщению «Finmarket.ru», ВВП Финляндии во II квартале 2012 года снизился на 1,1% по сравнению с предыдущим кварталом, когда он вырос на 0,9%. Сокращение финского ВВП в годовом выражении составило 0,1% (рост на 2,2% в I квартале).
Как отмечает агентство Bloomberg, финская экономика продемонстрировала в апреле-июне 2012 года максимальное снижение за три года. Объём финского экспорта сократился в прошедшем квартале на 2,3% по сравнению с январем-мартом, частное потребление уменьшилось на 2,2%. Финские производители ощутили на себе всю тяжесть европейского кризиса, поскольку спрос на экспортируемую ими продукцию сокращается. Внутренний спрос, до недавнего времени оказывавший существенную поддержку экономике страны, также ослабляется: розничные продажи в июле не изменились по сравнению с уровнем предыдущего месяца. В августе банк Нордеа сообщил, что падение ВВП обусловлено неуверенностью, связанной с европейским долговым кризисом. По прогнозу банка, падение ВВП будет временным, и в 2013 году экономический рост составит 1,5 %. Сильнее всего, предполагают эксперты, кризис ударит по экспортной промышленности. Прогноз же Международного валютного фонда предполагает подъём финской экономики на 0,6% в этом году и 1,4% — в следующем.
Однако, ещё в июле 2012 известный американский экономист Нуриэль Рубини предрёк выход Финляндии из еврозоны. «Доктор Рок», как прозвали профессора экономики Университета Нью-Йорка Рубини, после того, как он предсказал нынешний финансовый кризис, поделился на сайте своей аналитической компании Roubini Global Economic (перевод статьи опубликован на «Russian Business») мнением о том, какие именно угрозы подстерегают единую европейскую валюту. Рубини уверен, что евро стоит опасаться теперь не только коллапса в странах PIGS (аббревиатура финаналитиков, обозначающая четыре кризисные страны Евросоюза — Португалия (P), Италия (I), Греция (G), Испания (S). — «NewsBalt»), но и дезертирства вполне благополучной Финляндии.
Во-первых, экономист обращает внимание на то, что среди скандинавских стран только Суоми участвует в европейском валютном союзе. Норвегия, будучи крупным экспортёром энергоресурсов, никогда не испытывала особой необходимости в присоединении к зоне евро. Исландия сильно пострадала от пузыря в национальном банковском секторе, лопнувшем в 2008 году, и у неё сейчас совсем другие приоритеты. Швеция вроде как собиралась присоединиться к единой валюте, но до начала кризиса не успела, а теперь, на фоне проблем еврозоны, желанием уже не горит. Что касается Датского королевства, то Копенгаген ограничился тем, что привязал курс кроны к евро и теперь себя вполне комфортно чувствует в качестве самой дорогой для проживания страны Старого Света.
Далее, размышляет Рубини, в отличие от тех же греков, финнам выход из валютного союза ничем особенным не грозит. Их экономическое положение достаточно прочно, чтобы выдержать утрату преимуществ общего рынка. К тому же, эта утрата совсем неочевидна. Хельсинки всегда может заключить с еврозоной или Германией, если валютный союз всё же рухнет, соглашение о свободной торговле.
Зато после выхода он сможет избежать обременительных взносов в Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) и постоянный Европейский механизм стабильности (ЕМС) и других инструментов спасения проштрафившихся экономик Южной Европы. Возможное снижение ВВП Финляндия сможет компенсировать благодаря повышению гибкости свой денежной политики, в том числе через девальвацию национальной валюты.
«Доктор Рок» отмечает, что пребывание Суоми в валютном союзе, по некоторым оценкам, ежегодно обходится стране в 10-15% ВВП. Это уже привело к усилению в Хельсинки позиций евроскептиков, взгляды которых разделяет даже финский президент Саули Ниинистё. Так что к объективным экономическим выгодам от выхода из еврозоны прибавляется и субъективный политический момент.
Ранее «NewsBalt» цитировал министра иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя, который в интервью лондонской «Daily Telegraph» заявил, что «мы должны быть готовы к полному разрыву с евро».
— К этому в Финляндии не стремится никто, даже «Истинные финны» (партия евроскептиков), не говоря уже о правительстве. И тем не менее мы должны быть к этому готовы. У наших чиновников есть план действий для любого варианта развития событий, — считает глава МИД Финляндии.