Латвийский мэр, увековечивший нацистских полицаев, делает акцент на молодёжи

Валдис Вейпс, санкционировавший установку обелиска нацистским полицаям, не видит ничего предосудительного в памятнике.

Мэр латвийского города Бауски Валдис Вейпс, санкционировавший установку обелиска нацистским полицаям, не видит ничего предосудительного в памятнике. Об этом чиновник заявил в интервью российскому «Пятому каналу»

— Тогда было совершенно особенное время, — прокомментировал Вейпс события лета 1944 года, когда Советская Армия освобождала от нацистских оккупантов Латвии. — Тогдашний мэр Бауски Янис Улюкс призвал жителей защитить город от советских войск. И около 300 человек, преимущественно молодёжь, встали в оборону. Также там были легионеры и полицейские батальоны.

Ранее «NewsBalt» сообщал, что в церемонии открытии памятника приняла участие сегодняшняя молодёжь Бауски: студенты Национальной гимназии и местные школьники. Эту информацию прокомментировал официальный представитель МИД России Александр Лукашевич: «Особенно циничным выглядит то, что организаторы этой кощунственной акции привлекли к участию в ней школьников, стремясь таким образом привить подрастающему поколению ксенофобские, антисемитские и расистские настроения».

Российские учёные возмущены искажением исторических фактов и называют версию латвийского мэра мифом. Бойцы всех трёх карательных отрядов — 23-го, 319-го и 322-го в составе латвийского легиона Waffen SS, увековеченных в мраморе, сражались вместе с немцами не из любви к городу, а из-за страха, отмечается в телесюжете «Пятого канала». В случае плена их ожидала смертная казнь за преступления. Все три батальона участвовали в карательных операциях против мирного населения. 23-й зверствовал под Днепропетровском, 27-й – в Брестском районе Белоруссии, а 319-й привлекался к массовым расправам над населением Псковщины и угонял женщин и детей в Латвию в Саласпилсский концлагерь.

По словам мэра Вейпса, ни лата налогоплательщиков в памятник не было вложено (его, по словам градоначальника, установили на частные пожертвования), однако председатель Латвийского объединения против нацизма Янис Кузинс уточнил, что земельный участок под памятник находится в муниципальной собственности, а значит городские власти приложили руку к прославлению нацизма.