Польские публицисты прокомментировали псевдосенсацию газеты «Rzeczpospolita» о следах взрывчатки на фрагментах разбившегося президентского самолёта под Смоленском. Общее мнение экспертов — «журналистская халтура» или политическая провокация лидера оппозиционной партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского.
«Качински не был бы собой, если бы не подвергся так построенной провокации, — пишет известный в Польше политический обозреватель Мирослав Чех в «Gazeta Wyborcza» (перевод «Radioporusski»). — Он должен был показать свой настоящий облик. Однако заговора не было, а была журналистская халтура. Лидер оппозиционной партии «Право и справедливость» показал, что в отношении очевидного пузыря, он не в состоянии вести себя рационально. Достаточно зацепить его чувствительное место, чтобы он потерял способность распознавать действительность. Мы это знаем, знают об этом и за границей.
По мнению обозревателя «Gazeta Wyborcza», если бы Качински пришёл к власти, «иностранные спецслужбы игрались бы с ним как с младенцем».
— Тут утечка, там сенсация. А он бы гнался за зайцем, компрометируя себя и заодно Польшу, — продолжает публицист. — «Право и справедливость» доказала нам, что это внесистемная партия. И это с более сильными, чем до сих пор предпосылками. Для достижения цели, т.е. расчёта с виновными за «покушение» в Смоленске, она готова перевернуть Польшу с ног на голову.
В свою очередь обозреватель «Dziennik Gazeta Prawna» Анджей Андрысяк считает, что оценка Смоленской катастрофы в Польше, к сожалению, зависит не от фактов, а от взглядов.
— Утром был тротил, после обеда уже не было. Если бы дело касалось чего-то другого, чем Смоленская катастрофа, вечером мы бы уже об этом забыли, — пишет Андрысяк. — Но публикация коснулась принципиальных вопросов, потому что, невзирая на надежды оптимистов, Смоленск и то, что после этой катастрофы случилось, является сегодня в Польше исходным пунктом. Оценка этого события, действия властей, прокуроров, экспертов не зависит от фактов, а от взглядов.
— Если бы кто-то интересовался фактами, то набрал бы в рот воды и подождал, — продолжает обозреватель «Dziennik Gazeta Prawna». — Попридержал бы язык, подумал бы. Ведь что известно? Что была катастрофа, что было совершено много ошибок при организации визита, и то, что русским – нравится это или нет – это могло быть на руку. С другой стороны, нет никаких доказательств того, что кто-то третий был замешан в этом. Есть гипотезы, но доказательств нет.
По мнению Андрысяка, «если бы следствие по делу катастрофы было приоритетом для премьер-министра (Дональда Туска. — «NewsBalt»), то оно не длилось бы два с половиной года. А если бы Ярослав Качински искал правду, то не мешал бы месть с политикой».
«NewsBalt» напоминает, что два дня назад газета «Rzeczpospolita» вышла с сенсационным материалом о том, что на обломках разбившегося под Смоленском президентского самолёта были обнаружены следы тротила. Однако в тот же день военная прокуратура Республики Польша опровергла эту информацию. Газете пришлось выйти с опровержением.
10 апреля 2010 года в районе аэродрома Смоленска «Северный» разбился польский Ту-154. В авиакатастрофе погиб президент Польши Лех Качиньски с супругой, а также большая часть руководства страны. Всего на борту самолета находились 88 пассажиров и 8 членов экипажа.