Ректор института русского языка: В Литве русский язык укрепляет свои позиции

Заявил ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Юрий Прохоров на открытии книжной выставки в Вильнюсе.

Ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина и главный редактор журнала «Русский язык за рубежом» профессор Юрий Прохоров на «круглом столе» в рамках книжной выставки, посвящённой Году русской истории, прошедшей в Вильнюсе отметил, что в Литве вновь наблюдается интерес к русскому языку:

— Я считаю, что сейчас как раз то время, когда позиции русского языка в Литве укрепляются. С одной стороны мы меряем всё тем, сколько народу в школах его учило в советские времена, и совсем забываем, со сколькими людьми мы могли поговорить по-русски. Вот сейчас русский язык как средство общения, на мой взгляд, занимает гораздо лучшие позиции, чем раньше. Раньше его все учили, но мало кто на нём общался, — сказал профессор в интервью Delfi.

Прохоров вспомнил те времена, когда приезжал в Литву, а кругом никто не понимал русского языка и в гостинице «девочка держала его за руку», чтобы не ушел, «а парень бежал искать того, кто говорит по-русски». Он продолжил:

— Сейчас я приехал, и все прекрасно общаются по-русски. Почему? Потому что есть потребность в общении. Не просто все учат. Сейчас понимают, что это средство общения, и когда это нужно, тогда люди начинают честно язык учить.

Профессор также коснулся темы будущего русских школ в Литве. По мнению Прохорова, их должно быть столько, чтобы их выпускники могли найти себе применение в будущем.

— Довольно абсурдно, когда ты заканчиваешь школу с русским языком обучения, а высшее образование идёт на литовском языке. Кроме того, мы убеждаемся в том, что закончившие национальные школы носители русского языка в государствах Балтии СНГ приезжают учиться в Москву, и русского у них не хватает.

Прохоров уверен, что «русский язык в странах Балтии – это интересный объект для изучения».

«NewsBalt» отмечает, что русские школы и дошкольные учреждения остаются в Литве последними очагами общественного образования на русском языке, но их судьба и перспективы внушают большую тревогу. Их численность сократилась с 85 в 1996 году до 37 — в 2011 г. Число учеников, обучающихся на русском языке, за это же время сократилось более чем в два с половиной раза: с 52 тыс. до 19 тыс.