Эксперт: Россия, строя АЭС в Калининградской области, может рисковать

Такое мнение высказал директор Центра трансграничных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич.

Россия, строя АЭС в Калининградской области, может финансово рисковать. Такое мнение высказал директор Центра трансграничных исследований Санкт-Петербургского государственного университета профессор Николай Межевич, накануне выступая на конференции «Диалог России и Европейского Союза: балтийское измерение» в Балтийском федеральном университете им. Канта в Калининграде, передаёт корреспондент «NewsBalt» с места события.

— 2012 год стал одной из ключевых точек на пути формирования новой атомной географии в Балтийском регионе, — сказал Межевич. — Несмотря на то, что дискуссия в атомном проекте началась раньше в Литве, чем в России, мы видим, что Литве не удалось начать строить АЭС. Состоявшаяся в конце ноября встреча трёх президентов – Литва, Латвии и Эстонии – показала, что согласия между государствами по этому вопросу нет. И вопрос здесь не в политическом согласии, оно-то как раз и присутствует, а в финансах.

Профессор озвучил цифру 5 млрд евро, уточнив, что «эта цифра примерно одинакова для каждого участника атомного проекта» — будь то Россия с Калининградской АЭС, будь то Литва с Висагинской АЭС, будь то Белоруссия с Островецкой АЭС.

— Разница заключается в том, кто продвигает проекты, — продолжил Межевич. – Когда Россия строит АЭС в Калининградской области, она может финансово рисковать, не имея ни долгосрочных контрактов, ни даже ясной картины будущего. И мы это делаем в известной степени сознательно, поскольку обладаем технологией серийного производства продуктов мирного атома.

— На сегодня доля затрат, приходящаяся от литовского проекта на Эстонию, составляет 29% всего бюджета Эстонии. Естественно, для Эстонии, так же как и для Латвии и Литвы, такие проекты не являются рентабельными, — сказал эксперт. — Польша может себе позволить в мобилизационном порядке выделить и 5 млрд евро. Но поляки предпочитают делить риски с Европейским Союзом. Однако ЕС сегодня находится не в лучшей экономической форме и поэтому предположить, ЕС будет вкладывать миллиарды в создание новых энергетических сетей – вероятно, утопия.