В Литве вышла в свет сенсационная исповедь первого руководителя охраны Верховного Совета Литвы Артураса Скучаса (Artūras Skučas), из воспоминаний которого следует, что во время становления нового режима в начале 90-х годов широко использовался криминальный ресурс. Книга называется «Записки пехотинца» («Valstybes Žinios»). Вспоминая весну 1990 года, Скучас пишет:
«В то время напрямую обратился к А.Буткявичусу (Аудрюс Буткявичюс — бывший лидер боевиков «Саюдиса», а затем министр обороны Литвы, позже осужденный на пять лет за мошенничество. – «NewsBalt»), чтобы он из Каунаса привёз дополнительные силы добровольцев. На следующее утро прибыл полный автобус коротко стриженных, татуированных мужчин, в спортивных тренингах. Поинтересовался у А.Буткявичуса, можно ли им доверять и поддаются ли они какому либо контролю? Ответил,что да. /…/ Уже после обеда получил несколько жалоб от женского персонала Верховного Совета (ВС), что к ним пристают бритоголовые в тренингах. Вначале это воспринимал спокойно, но когда в слезах прибежала моя подчинённая и рассказала,что при выходе из туалета, находившегося в 30 метрах от моего кабинета, эти типы пытались затолкать её назад, что вырваться ей удалось, благодаря случайно мимо проходившим людям, тогда мои нервы не выдержали и я обратился к К. Мотеке, которому был подотчётен в вопросах по охране ВС».
Об этом эпизоде далее пишет Раса Юсонене, работник охраны ВС:
«Вела наблюдение за лестицами, внезапно, слышу русский мат, пошлости и приставания от людей с весьма характерными лицами. Я пожаловалась Артурасу (Скучасу), что в здании ВС откуда-то появились бандиты. Артурас поднял шум. Эти типы куда то исчезли. А.Буткявичус, вызванный для объяснений, пытался всё отрицать ,запугивал, вконец заявил, что я пьяна и мне мерещится./…/ (Буткявичус) объяснял, мол пригласил тех, кого я называю бандитами, ради святого дела, настоящих каунасских мужчин, мол, если что случиться, интеллигенты не будут резать глотки и дробить головы — не смогут перейти дозволенного, а эти будут, они привыкли».
Ляонас Глинскис, охранник ВС, вспоминает:
«/…/ размышляю, ведь кто бы не говорил, эти татуированные молодчики и являются перыми защитниками ВС, они ведь были за Литву. Если поспрашивать Езерскиса о причинах их появления здесь, увидешь, что тогда бытовало такое мнение — такие могут жертвовать собой и не бояться,таков уж их удел./…/».
А вот и другие интересные факты. Вспоминают охранники ВС:
«Во время январских событий у нас имелось около 10 пистолетов ТТ, несколько автоматов Калашникова, 15 охотничьих ружей/…/.». Или: «Во время событий 13-го января у меня имелось охотничье ружье. В поисках оружия ,мы объезжали людей и выкупали у них имеющееся оружие. Собранное охотничье оружие и патроны распределялись между нами».
Вспоминает первый руководитель охраны Верховного Совета Литвы Артурас Скучас:
«Накануне кровавой ночи (13 января) появился хорошо вооружённый отряд (с русским огнестрельным оружием образцов 1-й и 2-й мировых войн) добровольцев из Каунаса и за нашими спинами соорудил внутреннюю баррикаду из мешков с песком».
В книге Скучаса также приведены воспоминания охранника ВС Робертаса Вайткявичуса:
«/…/ свой автомобиль оставили возле Каролинишского рынка и побежали к Телевизионной башне. Однако подойти к телебашне уже не представлялось возможным, так как на тот момент она уже была окружена бронетехникой и солдаты, стреляя в воздух, прикладами автоматов разгоняли защитников телебашни, тесня их вниз, в направлении теперешней улицы 13 января» (солдаты стреляли в воздух, так свидетельствует этот охранник ВС, официальная же версия в Литве говорит о том, что солдаты стреляли в людей. Почему этого не заметил даже человек Скучаса? — «NewsBalt»).
Книга Скучаса вышла накануне окончательного вердикта председателю Социалистического народного фронта Литвы Альгирдасу Палецкису, который был осужден за отрицание «советской оккупации». 22 января 2013 года Верховный Суд вынесет своё решение за мнение Палецкиса о событиях 13-го января 1991 года («Как сейчас выясняется, свои стреляли в своих»). Это будет окончательное решение в Литве. Первая инстанция Палецкиса оправдала, вторая присудила штраф в размере 3000 евро за «отрицание советской агрессии».