Власти Польской республики рассматривают вопрос об ограничении для своих соотечественников количества вывозимого бензина из Калининградской области. Об этом сегодня, 21 января, сообщил журналистам начальник регионального Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области Олег Луцких, передает корреспондент «NewsBalt».
— С российской стороны квоту на вывоз бензина из Калининградской области в Польшу никто устанавливать не будет, — сказал Луцких. — АЗС — это частный бизнес. И никто в России, наверное, не должен вмешиваться в эти частные экономические отношения.
По словам главы пограничного ведомства, Литва несколько лет назад кардинально сократила — до 5 раз в месяц — вывоз бензина из Калининградской области.
— Хорошо это или плохо? – задался вопросом Луцких. – Для Литвы это хорошо. Для Польши, если это произойдёт сейчас, это плохо. Если сегодня на севере Польши закрыть все заправки, куда поляки-бензинщики сливают российское горючее, то завтра вся приграничная территория Польши просто встанет. Бензина там не будет.
— Мы не против коммерческих интересов поляков, мы против того, чтобы эти поляки использовали для своих коммерческих целей режим льготного пересечения границы – малое приграничное движение, — подчеркнул Луцких. — Очевидно, что при этом страдают добропорядочные граждане, как со стороны России, так и Польши, которые просто хотят посетить другую страну в туристических, деловых либо личных целях. На сегодня же 90% участников малого приграничного движения – это поляки-бензинщики.
— Поляки возражают, что калининградцы также вывозят из Польши продукты питания – колбасы, сыры, творог, — продолжил Луцких. — Но мы провели свой мониторинг, который показал, что калининградцы посовременнее будут. Магазин для них – лишь конечный пункт путешествия. Они едут в Польшу, чтобы отдохнуть, сделать шопинг, а затем, уже на обратном пути, заезжают в магазин и покупают покушать, что выглядит логично. А поляки вывозят бензин, пересекая границу до 8 раз в сутки!
— Нам поляки заявляют, что вывозят бензин для личных целей. Но давайте подсчитаем — за один раз гражданин Польши вывозит до 100 литров бензина, а пересекает он границу в среднем шесть раз в сутки. Получается 600 литров бензина. И это человек говорит, что не занимается коммерцией. Да невозможно в это поверить! Нереально за сутки столько бензина прокатать. Нет таких расстояний!
Всего, под данным регионального погрануправления ФСБ, в сутки из Калининградской области вывозится до 100 тонн бензина. Дошло до того, что в качестве «бензовозов» начали работать порядка 20 польских рейсовых автобусов, которые получили лицензию на право международных пассажирских перевозок, однако доезжают лишь до ближайшей заправки в Калининградской области без пассажиров, но с «раздутыми» до 2 тонн топливными баками.
По словам Луцких, деятельность польских бензинщиков подвигла на активные действия и криминальные элементы, причём, опять же из Польши:
— Это было в 2012 году, но как будто вернулись лихие 90-х годы. Бандиты, которые проживают в Польше, приезжали в Калининградскую область, на трассе останавливали своих же соотечественников и собирали дань. Трясли народ. Благодаря взаимодействую с нашей полицией, мы пресекли две преступные группы. Половина из них сбежала, половина привлечена к административной ответственности и им закрыт въезд в Россию. Привлечь к уголовной ответственности не удалось, потому что никто из пострадавших поляков не спешил писать заявления.
По словам Лукцих, власти Польши знают об этой ситуации и рассматривают вопрос об ограничении для своих соотечественников количества вывозимого бензина из Калининградской области.
— Варшава знает, — сказал Луцких. – И МИД России уже заявил своим коллегам в Польше. Около двух месяцев назад Варшава уже говорила, что, наверное, будут ограничивать, но пока вопрос не решён. Но важно, что на межгосударственном уровне это вопрос уже поднят, и я умаю, он будет серьёзно рассматриваться польской стороной.