МИД Финляндии: Введение безвизового режима невозможно по правилам Шенгенского соглашения

Так отвечают в финском МИДе на инициативу российской стороны об отмене виз для пассажиров поездов.

В финском МИДе инициативу о введении безвизового 72-часового режима для пассажиров поездов считают нереализуемой, хотя Москва неоднократно обращалась с таки предложением.

— Мне очень часто задают этот вопрос (о введении 72-часового безвизового режима), в том числе его задают финские предприниматели, которые заинтересованы в подобной возможности для своих коллег. Но, к сожалению, это невозможно по правилам Шенгенского соглашения. Со своей стороны мы очень благодарны за тот безвизовый режим, который Россия ввела для пассажиров паромов, курсирующих между Санкт-Петербургом и Хельсинки, — сказала в интервью порталу «Фонтанка.fi» руководитель департамента по работе с Россией МИД Финляндии Терхи Хакала.

Диалог о полной или частичной отмене визового режима между Финляндией и Россией идёт уже не первый год. Причём, сторонники этой инициативы есть и с финской стороны. Так, несколько городов юго-восточной Финляндии предложили ввести 36-часовой безвизовый режим для туристов, приезжающих из России на поезде. По словам директора по развитию города Лаппеенранта Маркку Хейнонена, такая инициатива может стать хорошим экспериментом по отработке безвизового режима между ЕС и Россией. Предложение уже включено в проект договора о развитии сотрудничества с Россией, представленный министерству труда и промышленности.

Да и сам президент Финляндии Саули Ниинистё считает отмену виз между ЕС и Россией одним из самых важных проектов в финско-российских отношениях. Выступая в январе в Технологическом университете Лаппеенранта, он отметил, что Финляндия поддерживает безвизовый режим, но в том случае, если будет проведена тщательная подготовка к его установлению и обеспечена безопасность со стороны России, поскольку такой шаг не будет означать отмену всех пограничных формальностей.

В августе 2012 года Швеция и Финляндия заявили, что готовы отменить визы на 72 часа для россиян, прибывающих в порты этих стран на паромах. Однако власти Евросоюза не одобрили такое предложение. При этом в марте 2009 года Россия в одностороннем порядке пошла на отмену виз на этот промежуток времени для иностранцев, прибывающих в Санкт-Петербург на паромах. До того момента таким правом обладали только пассажиры круизных судов. Благодаря такой инициативе турпоток в Россию вырос в разы.

Согласно отчёту Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, количество гостей Санкт-Петербурга за 2012 год увеличилось на 3,6% и составило 5,7 млн человек. В 2011 году Северную столицу посетили 5,5 млн. путешественников. Как отмечают эксперты, на положительную динамику турпотока большое влияние оказало в т.ч. и введение безвизового режима на паромной линии.

Кроме того, в 2010 году ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») предлагали сделать для иностранных туристов — пассажиров поездов Allegro — безвизовый въезд в РФ на 72 часа. С предложением выступил президент компании Владимир Якунин на пресс-конференции, посвящённой церемонии запуска поезда между Петербургом и Хельсинки. Открывая новое скоростное сообщение, на тот момент премьер-министр России Владимир Путин также поддержал установление безвизового режима для граждан ЕС.

«NewsBalt» отмечает, что шаг навстречу с российской стороны в вопросе о безвизовом режиме так и остаётся, увы, без ответа. Интересно, что ради весьма спорных преимуществ быть в составе ЕС, финские власти готовы пожертвовать даже интересами собственных граждан и явной выгодой, которую может получить от ответного шага навстречу Финляндия.