Историк: Премьер-министр Швеции жалел, что не мог похвалить Сталина

Говорит автор нескольких книг по российской истории Леннарт Самуэльсон.

Доцент кафедры экономической истории Высшей школы коммерции Стокгольма Леннарт Самуэльсон говорит, что «в Швеции преобладало враждебно-скептическое отношение к Советскому Союзу».

Учёный специализируется на экономической истории России XX века, и, соответственно, СССР. Он является автором таких книг, как «Танкоград: скрытая история русского отечественного фронта» и «Сталин, НКВД и репрессии». А также, одним из трёх соавторов книги «Ужас и обожание — шведские представления о Советском Союзе во времена Ленина и Сталина».

В день смерти Иосифа Сталина, 5 марта 2013 года, историк выступит с докладом «60 лет после смерти Сталина» в Просветительском союзе рабочего движения Швеции.

В интервью Sverigesradio.se Самуэльсон сообщил об отношении шведов к России следующее:

— И у нас образуются мифы про общественное мнение. Сравнительно недавно, в 1990 годы, образовался такой миф, что в Швеции преобладало просталинское, просоветское мнение…

Этот миф довольно живуч…Я недавно написал статью «Что дедушка знал о деспотии Сталина», в которой констатировал, что в Швеции преобладало враждебно-скептическое отношение к Советскому Союзу.

Так называемое «Дело врачей» перепугало общественность Швеции точно так же, как и во Франции, да и везде в мире. Поэтому, смерть Сталина стала неким водоразделом, рубежом. Шведские газеты в период между смертью Сталина 5 марта и его похоронами как бы суммировали, подвели итоги и печатали статьи под заголовками: «Страна под Сталиным», например, или «Сын сапожника, ставший руководителем мира» и т.п. Достаточно типичным для нейтральной страны является то, что тогдашний премьер-министр Швеции Таге Эрландер выступил 6 марта 1953 года по радио (у нас был тогда только один радиоканал и его слушали все) с экстренно добавленной программой на 5-6 минут. В его речи были хвалебные в адрес Сталина ноты, но с оговоркой, что Сталин, конечно, неразрывно связан с историей своей страны, что трудно отделить народ от вождя и т.д. Эту речь по радио до сих пор критикуют в Швеции.

Стоит добавить, что Эрландер вёл дневник и там он записал: «Радиопередача получилась не очень хорошая. Трудно, когда нельзя сказать то, что на самом деле думаешь» (процитировал Самуэльсон строки из дневника премьер-министра Швеции).

Историк пытается понять, происходит ли в сегодняшней России процесс своего рода «реабилитации» Сталина. Он сравнивает сегодняшнюю ситуацию с тем, что писали шведские СМИ 10 лет назад, когда исполнилось 50 лет со дня смерти Сталина.

— Шведы стремятся к простым и понятным ответам, посмотрим, что шведские СМИ будут публиковать 6 марта. Шведы не понимают корней своего собственного руссо-скептицизма. Когда я говорю, что в России есть историки, есть интересные проекты, есть новые учебники для старшеклассников, шведы мне не верят. Стоит мне сказать, что то или это в России плохо — все верят: Да, мы так и думали. Это подтверждает нашу точку зрения, говорят шведы. То есть, это не русофобия, а скорее руссо-скептицизм, которым отличается шведский менталитет.

Это, конечно, подкрепляется фактами: делать бизнес в России — довольно трудная задача для шведских предпринимателей, со своими специфическими чертами. С другой стороны, когда я смотрю или слушаю российские материалы о Швеции, то я не вижу ни в голосе, ни в интонациях, ни в подборе фактов такого недоброжелательного отношения, которое я слышу у шведских журналистов или у шведских бизнесменов. И «образ Сталина» только усугубляет это, — говорит Самуэльсон.

По мнению «NewsBalt», со шведским историком трудно не согласиться. К сожалению, такое заведомо негативное отношение к России и русским есть далеко не только в Швеции. И если «сдержанные» шведы придерживаются позиции «руссо-скептицизма», то многие представители стран Прибалтики «не брезгуют» и откровенной русофобией.