В понедельник, 11 марта 2013 года, стало известно решение Надворного суда Хельсинки по делу семьи Карелиной-Тимонен. Дети Светланы Карелиной Артём и Соня, живущие у отца в финском городе Йоенсуу, должны вернуться к маме – в Петрозаводск.
– Решение суда принято в соответствии с законодательством Финляндии и Европейского союза. Дети должны быть возвращены к месту законного постоянного проживания. А это – город Петрозаводск, – сообщил порталу Fontanka.fi адвокат Юрки Лейвонен, представлявший Карелину в суде.
Это решение прокомментировал и известный финский защитник русских матерей Йохан Бекман, который до сих пор не жаловал судебную систему своей родины.
– Суд принял решение на основе Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, – заявил Бэкман.
Напомним историю Карелиной и её детей, которая в январе 2013 года получила огласку, как ещё одна драма о бесправной русской матери в Финляндии. Родители 6-летних двойняшек, педиатр Карелина и пожарный Сергей Тимонен, жили в Петрозаводске. В 2010 году Сергей, этнический финн, решил эмигрировать на родину предков. Они уехали всей семьёй, однако вскоре Светлана с детьми захотела вернуться. Основным мотивом её решения было то, что она хотела работать врачом, а в Финляндии с этим были сложности. Супруги договорились, что дети будут жить в Петрозаводске, но проводить какое-то время с отцом. В ноябре 2012 года Светлана отпустила детей в Финляндию. Предполагалось, что через неделю Сергей привезёт их обратно. Вместо этого он подал в Карелии иск об определении места жительства детей с ним, а из Финляндии детей просто не отпустил. В январе Светлана попыталась увидеться с детьми, но бывший муж не позволил.
Светлана подала встречный иск в Карелии – и выиграла: суд Петрозаводска постановил, что дети должны жить с ней. Но для этого их надо было вернуть в Россию. А «новоявленный финн» Сергей не торопился исполнить решение российского суда.
Многочисленные защитники русских матерей называли ситуацию безнадёжной. Разве может финский суд встать на сторону русской матери? Поэтому нынешнее решение по делу Карелиной называют неожиданным.
– В моей практике, а она достаточно обширна, это случай беспрецедентный. Возможно, это решение объясняется какими-то внутренними процессами в самой Финляндии или изменениями в политической обстановке, – признал партнёр международной юридической фирмы «DCO», адвокат Василий Давыдов.
Юрист продолжил:
– Не имело значения ни гражданство детей, ни гражданство родителей, ни то, что отец – безработный, а мать – врач, ни решение суда Петрозаводска. Согласно законам Финляндии и Европейского союза, первостепенное значение в таких делах имеет только один факт: законное место проживания детей. А их законное место проживания – в городе Петрозаводске, а не в Йоенсуу.
Именно поэтому, подчеркнул адвокат, суд постановил, что дети должны вернуться на законное место проживания, то есть – в Петрозаводск.
Пока же дети остаются у отца. В соответствии с Гаагской конвенцией, его поступок, вероятно, можно трактовать как похищение детей. Однако адвокат Лейвонен заверил, что ни сама Карелина, ни представители российского посольства в Финляндии не планируют привлекать Тимонена к ответственности. Хотя бы потому, что это затянуло бы процесс возвращения детей домой, а Светлана просто хочет, чтобы сын и дочка поскорее были с ней. Если же, добавил адвокат, Тимонен станет противиться исполнению судебного решения, то, вероятно, придётся привлекать правоохранительные органы Финляндии и «службу, аналогичную российской службе судебных приставов».
Формально у Тимонена ещё есть возможность обжаловать решение Надворного суда Хельсинки в Верховном суде Финляндии. Однако выиграть в этой ситуации отцу, по мнению юристов, вряд ли удастся.
«NewsBalt» отмечает, что принятое финским судом решение было первым и, можно сказать, «революционным» для подобного рода дел, о чём написал в Twitter и уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Павел Астахов.
— Огромное спасибо всем, кто поддерживал Светлану Карелину и её детей! Особая благодарность МИДу РФ и работникам дипмиссии в Финляндии, — поблагодарил Астахов всех, кто принял участие в судьбе Карелиной.