Польский министр иностранных дел Радослав Сикорский ответил на вопрос о том, портит ли польско-российские отношения ситуация с возвратом обломков президентского Ту-154М, сообщает Onet.pl.
— Россияне нам сказали, что боятся, если отдадут обломки, то Мачеревич (депутат Сейма Антони Мачеревич) найдёт на нем следы атомной бомбы. Получается так, что иррациональность с одной стороны увеличивает иррациональность с другой. Поэтому у нас нет решения по болезненной для нас теме, — цитирует министра Polska-kaliningrad.ru.
Сикорски продолжил:
— Прокуратура уже заявила, что все действия, связанные с обломками, она закончила, и что следствие можно закрыть и без передачи обломков. Для нас сейчас это уже скорее память, чем доказательство в деле, — подчеркнул глава польского МИД.
В польском следственном процессе по делу о катастрофе под Смоленском было допрошено около 1200 свидетелей; планируются очередные слушания. Материал следствия включает 420 открытых томов и 120 закрытых. На данный момент следствие продлено до 10 апреля. Всё ещё ждут решения три иска, касающиеся эксгумации, поданные родственниками жертв катастрофы – Стефана Мелака, Томаша Мерты, а также третьего человека, имя которого не разглашается.
Военные прокуроры ждут также мнения экспертов касательно токсикологических экспертиз, охватывающих экипаж самолёта и борт-персонал (пробы были привезены в августе 2012 года польскими военными прокурорами); психологических портретов членов экипажа, а также анализа более 250 проб, взятых с места катастрофы и обломков самолёта, исследуемых с точки зрения возможного наличия взрывных материалов.
Все эти мнения послужат полной обработке обстоятельств и причин катастрофы, которые должны быть подготовлены группой экспертов, привлечённых прокуратурой в августе 2011 года.
«NewsBalt» обращает внимание, что откровенно антироссийская риторика главы польской дипломатии вдруг резко сменилась взвешенно-корректными заявлениями. Всё началось с того, что Сикорски выступил за упрощение визового режима для россиян со стороны ЕС. Остаётся только догадываться, что заставило министра так «перемениться». Что же до обломков президентского «борта», то и президент России Владимир Путин ещё в декабре 2012-го года заявил, что не следует за них «держаться».