Российский сенатор от Калининградской области Николай Власенко выступил в роли сетевого журналиста, взяв интервью у генерального консула Польши в Калининграде Марека Голковского. При этом, общение состоялась не в кабинетной тиши, а в автомобиле, 11 часов колесившим по российско-польским погранпереходам. Накануне свою беседу с дипломатом Власенко разместил на своей странице в Facebook. С разрешения сенатора «NewsBalt» публикует этот материал.
— Мы ездили 11 часов и проехали более 400 км. В результате поездки мне лучше стала понятна позиция польской стороны. Попытаюсь её вам донести. Не судите строго за сумбурность, запись мы не вели, восстанавливал разговор по памяти, темы старался поднимать, о которых вы писали, если нужны будут уточнения, пишите.
Голковски: — Для нас, поляков, любой стоящий в очереди человек — одинаков. Везёт он бензин, сосиски или поехал по другим делам. Поэтому мы никогда не пойдём на разделение очереди перед КПП.
Власенко: — Да, но на самом же КПП вы разделяете очередь на членов ЕС и всех остальных?
— Но это только потому, что они проходят разные процедуры. У поляков сверяют личность и всё. У нас даже штампы не ставят в паспорт. А там, где проходят не члены ЕС, помимо сверки личности ещё проверяют суммарное время нахождения в ЕС + штамп в паспорте, поэтому время прохождения для не члена ЕС выше.
— А на выезде с КПП, там где собирается очередь перед российским шлагбаумом, возможно разделение на ЕС- и не ЕС-автомобили?
— Нет! Тот же самый подход. Для нас все равны!
— Хорошо, а что же можно сделать для ускорения прохождения границы?
— Вот посмотри, Николай, у нас в целом количество окон, оформляющих туристов, больше чем у вас. То есть при одинаковой скорости оформления у нас будет проходить больше людей (действительно, в Багратионовске у поляков пять «окон» на выезд, а у нас два и одно для автобусов. В Мамоново-2 – Гжехотки: у нас пять «окон» на выезд, у них — восемь. – Прим. Власенко). За 2012 год на 82% выросло количество пересечения на российско-польской границе. Поэтому основной рецепт — расширяйте пункты пропуска!
— Или повышайте цену на бензин!
— Да. Наши уже практически не возят водку, она по цене сровнялась, а бензин у нас стоит 1,5 евро, вот и народ подрабатывает. Но наша таможня считает, что экономических проблем от этого для нас нет, поэтому мы и не пресекаем это, как литовцы, вводя ограничения беспошлинных пересечений. (У литовцев при шести пересечении в месяц ты должен заплатить налоги даже с бензина в баке, поэтому мы некоторых из них видели на КПП Гольдап).
Потом мы заехали на пункт пропуска Мамоново-2 – Гжехотки, где поговорили с руководителем поста, вроде он у них называется комиссаром, кстати работает пограничником уже более 30 лет.
Власенко: — Скажите, господин комиссар, влияете ли вы как-нибудь на соблюдение порядка очередности на границе? Могут ли к вам в случае фиксации нарушений жаловаться русские туристы?
— Это не наша функция, если он не пересекал сплошную линию, у нас к нему нет претензий.
— Но ведь он мог нарушить очередность, т.е. права тех кто стоит и ждет? Не провоцируете ли вы тем самым конфликт, не давая возможность цивилизованного решения проблемы?
— Вопрос обгона очереди лежит не в правовой, а в культурной плоскости, и мы этим не занимаемся. Если человек считает, что его права нарушили, пусть вызывает полицию, даже если он находится на пограничном пункте пропуска, это их зона ответственности.
— А что вам известно о случае драке на вашем посту, на прошлой неделе? (Речь идёт о избиении россиянина Виталия Шорина поляком, который вклинился в автомобильную очередь. — «NewsBalt») И почему калининградец долго не мог подать заявление?
— Драка была не на посту, а перед ним. После этого поляк, принимавший в ней участие, проехал на территорию поста и зашел в кафе. Выйдя из него, он увидел россиянина и заявил о драке пограничнику, а тот вызвал полицию. Их всех повезли составлять протокол в участок. А так как заявление от россиянина должен переводить уполномоченный на это переводчик, то это заняло столько времени. С момента появления россиянина на посту до его выезда на российскую сторону прошло около 12 часов.
— Ещё один вопрос, господин комиссар. Недавно при въезде на пост были оштрафованы наши граждане за то, что проехали на зелёный свет, не дождавшись отмашки постового. Что они нарушили?
— Они неправильно поняли назначение данного светофора. На нём, в зелёном круге нарисована стрелка направленная вниз, а это обозначает, что данная полоса работает, а не то что по ней можно ехать, не обращая внимание на регулировщика.
— И последний вопрос. Скажите пожалуйста, учитываете ли в своей работе увеличенный трафик в праздничные и выходные дни?
— Да, конечно, если в штатном режиме у нас работает 12 человек, то в вышеуказанные дни штат увеличивается до 18.
— Спасибо, да кстати господин комиссар, а почему российская полоса сейчас не работает? (Мы стояли в кабинете начальника, окно которого как раз смотрит на нашу полосу).
— Ну инспектор, наверно, отошёл в туалет, он же не может всю смену просидеть без перерыва? Сейчас заработает, не волнуйтесь!
И точно, три минуты спустя первая стоящая машина пошла на оформление. Поехали и мы с Мареком осматривать последний пост нашего путешествия в Мамоново. А по дороге он предложил съездить ещё раз, после Пасхи, в самое пиковое время. А я вот думаю, а для чего?