Польский публицист Роберт Красовски на страницах еженедельника «Polityka» пишет о таком явлении, как «Смоленская Польша» (отношение польского общества к смоленской авиакатастрофе), затянувшемся, по мнению автора, уже на три года. Автор также рассматривает такую тему, как противоречивость польского патриотизма.
— Непросто описать «Смоленскую Польшу». Но не потому, что явление это сложное. Проблема в нас. В сильно ощущаемой потребности однозначного вердикта: или категорического порицания или полной поддержки, — пишет Красовски.
Он продолжает, обращая внимание на запутанную логику польского патриотизма:
— Корни польского спора восходят к XVIII веку, когда Польша потеряла независимость. Одни хотели охранять Польшу саблей, другие работой. Одни бунтовали, другие были заодно с оккупантами. Польский патриотизм выражался посредством выбора патриотов. Его критерии не были изощрёнными: одна сторона считала, что настоящий патриот любит Польшу «сильнее», вторая – что любит её «мудрее».
Не иначе стало в Польше и после смоленской катастрофы, когда половина поляков посчитала, что это было крупное политическое событие (стиль автора сохранён), вторая – что это была великая человеческая трагедия. И этого хватило. Одна сторона увидела напротив себя национальных нигилистов. Вторая – национальных безумцев, — утверждает автор.
Как написано на страницах «Polityka», каждое очередное историческое событие утверждало это деление, которое после нескольких месяцев переродилось в пропасть. Красовски уверен, что «Смоленская Польша» — это только «удобрение, на котором вырос новый вид романтической «польскости», которая является противоположностью зрелой прагматичной Польше».
Публицист отмечает, что «оба полюса не могут существовать друг без друга. «Смоленская Польша» была нужна только «непокорным». Другая сторона тоже соответственно возродилась. Она снова имеет врага, снова чувствует себя нужной и вновь ощущает себя более умной».
Что интересно, как считает автор статьи, «спор двух половин польского народа не уничтожает нас (поляков), потому что не является спором о реальной политике, о конкретных государственных решениях. Это лишь атавизм народа, который слишком долго был лишён доступа к политике, народа, который вместо государства имел только символы и слова, и потому из-за них постоянно ведёт споры».
По мнению Красовски, рождение «Смоленской Польши» напомнило «насколько дешёвая наша (польская) национальная забава. Каким барахлом является используемый для неё материал. Как ничтожна получаемая из неё польза. С обеих сторон».
Публицист также подчёркивает, что обе половины народа хотят, чтобы словосочетание «быть поляком» не было поводом для стыда.
— Проблема в том, что логика польского патриотизма никогда не даст нам этого комфорта, — заключает в своей статье Красовски.
По мнению «NewsBalt», в том «партиотизме», который описал польский публицист «логики» нет вовсе. Поиск врага, чтобы было против кого бороться и постоянные споры – это однозначно путь в пропасть.